СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

КГП на ПХВ «Центр фтизиопульмонологии»

УОЗ г. Алматы на 2024 - 2028 годы

г. Алматы - 2024 г.

Содержание

ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................... 3

1.1 Миссия

1.2 Видение

1.3 Ценности и этические принципы

 

ЧАСТЬ 2. Анализ текущей ситуации ЦФ ............................................................................3 - 13

2.1 SWOT - анализ

2.2 Анализ управления рисками

 

ЧАСТЬ 3. Стратегические направления, цели и целевые индикаторы................13 - 17

 3.1. Стратегическое направление 1 (финансы)........................................................................................

 3.2. Стратегическое направление 2 (клиенты).........................................................................................

3.3. Стратегическое направление 3 (обучение и развитие персонала)................................................

3.4. Стратегическое направление 4 (внутренние процессы)..................................................................

 

ЧАСТЬ 4. Необходимые ресурсы......................................................................................................17 - 21

 

Миссия КГП на ПХВ «Центр фтизиопульмонологии» УОЗ г. Алматы (далее – ЦФ): Оказание квалифицированной медицинской помощи по фтизиопульмонологии населению города Алматы.

Наше видение:

Ведущий Центр фтизиопульмонологии в г. Алматы соответствующий национальным стандартам качества и уровню медицинского обслуживания.

Наши цели:

  1. Сформировать коллектив из высококвалифицированных кадров, подготовленных к деятельности по национальным стандартам;
  2. Создать пациент - ориентированную систему оказания медицинской помощи;
  3. Повысить эффективность больничного менеджмента и улучшить деятельность стационара;

Наши главные приоритеты – честность, конфиденциальность, качество, безопасность, нетерпимость к ошибкам.

Наши Задачи это:

  • Внедрение инновационных технологий и современных методов диагностики и лечения с целью повышения качества результатов;
  • Совершенствование навыков владения всеми доступными медицинскими инструментами лечебно - диагностического процесса для больных туберкулезом;
  • Сохранения традиционных принципов врачебного милосердия, сострадания и желания помочь больному человеку.

Основные стратегические принципы

  • Ориентированность на пациента: Предоставление медицинских услуг на основе высокого профессионализма и уважения достоинства каждого пациента, с обеспечением качества, безопасности и удобства для пациентов.
  • Национальные стандарты качества: Соответствие по всем аспектам обеспечения медицинского обслуживания лучшим национальным стандартам качества медицинских услуг.
  • Преемственность и комплексность: Предоставление всех видов медицинских услуг по фтизиатрии на уровне национальных стандартов.
  • Социальная ответственность: Работа во благо пациентов, сохранение и улучшение здоровья, повышение качества жизни. Руководство принципами исключительной честности, порядочности, ответственности, дисциплины.

 

2.Анализ текущей ситуации.

 

ЦФ имеет два отдельно расположенных здания:

  1. по адресу Турксибский район, ул. Дегдар 45, которое функционирует с 2011 года, где располагается АХЧ, КДЛ, мобильная бригада, отделение функциональной диагностики и стационар на 103 коек
  2. по адресу Жетысуский район, ул. Гончарная 21а, где располагается администрация, бухгалтерия, бак. лаборатория, отдел МиО, орг - метод отдел, отдел кадров, мобильная бригада, архив;

 

 

Фтизиопульмонологическая служба города Алматы играет важную роль в обеспечении биологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия населения, координируя диагностику, лечение и профилактику туберкулеза.

Основные задачи и направления деятельности фтизиатрической службы:

- проведение мониторинга и оказание консультативно - методической медицинской помощи специалистам организаций здравоохранения города по организации противотуберкулезных мероприятий;

- организация и участие в семинарах и конференциях для специалистов организаций здравоохранения по вопросам профилактики, ранней диагностики и лечения туберкулеза;

- проведение анализа статистической информации по фтизиатрической службе и использование этих данных в работе по улучшению и совершенствованию медицинской помощи населению.

Деятельность службы регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

Деятельность фтизиопульмонологической службы в Республике Казахстан регламентируется рядом нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовую базу для организации и функционирования системы профилактики, диагностики, лечения и контроля за туберкулезом. 

  1. Кодекс Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" - основной документ, определяющий права и обязанности граждан в области охраны здоровья, а также задачи и функции государства и системы здравоохранения в этой сфере.
  2. Закон РК 21.05.22г. № 122 - VII ЗРК «О биологической безопасности РК».
  3. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ - 214/2020 «Об утверждении правил проведения мероприятий по профилактике туберкулеза».
  4. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30.09.2022 года № ҚР ДСМ - 107 «Об утверждении Стандарта организации оказания населению медицинской помощи при туберкулезе».
  5. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.03.2022 № ҚР ДСМ - 29 Об утверждении Санитарных правил "Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно - противоэпидемических, санитарно - профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (туберкулез)"
  6. Приказ МЗ РК от 28 декабря 2022 года №1193 «Дорожная карта развития фтизиатрической и пульмонологической служб на 2023 – 2025годы в РК».

Для реализации Дорожной карты по РК на 2023 - 2025гг был утвержден акиматом города «Дорожная карта развития фтизиопульмонологической службы г. Алматы на 2023 - 2024гг». Одним из конечных индикаторов результативности работы согласно Дорожной карты является охват и организация амбулаторного лечения впервые выявленных больных туберкулезом без бактериовыделения (план - 55%, выполнение – 61,4%), объем оказания социальной помощи больным туберкулезом на амбулаторном этапе лечения (план – 4,5%, выполнение – 9,0%) и охват больных ТБ молекулярно - генетическим исследованием (МГИ) (план – 100%, выполнение – 100%). Все индикаторы в 2023 году достигнуты.

 

В Алматы за 10 лет показатель заболеваемости и распространённости туберкулезом снизилась на 60,5% и смертность от туберкулеза на 82,7%. Показатель распространенности туберкулеза, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения за последние 10 лет снизился в 2 раза. По итогам 2023 года в городе отмечается также положительная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу. По итогам 2023 года снижение на 2,6 %, составил 22,1 против 22,7 на 100тыс. населения в 2022 году, при средне республиканском 34,7 на 100тыс.нас. Показатель смертности от туберкулеза за последние 5 лет снизился на 52,4% и составил 1,0 в 2023 году, против 1,4 на 100 тыс. населения в 2022г. Отмечается снижение заболеваемости ТБ среди детей до 18 лет на 5,3% и составил 5,4 на 100 тыс. нас. (5,7 за тот же период 2022г).

По итогам года отмечается снижение показателя заболеваемости среди студенческой молодежи с 16,1 до 13,3 на 100 тыс. населения в 2023г. Снижение на 17,4%.

Улучшилась эффективность лечения как чувствительного, так и устойчивой формы туберкулеза.

На базе Национального научного центра фтизиопульмонологии РК обучено 919 врачей организаций ПМСП г.Алматы.

В городе Алматы в 2023 году проведен комплекс противотуберкулезных мероприятий, таких как:

- расширение доступа к молекулярно - генетическим исследованиям путем установления еще одного аппарата Gene - Хpert в Бостандыкском районе (ГП №7), всего 3 центра Gene - Хpert (2022 году в Наурызбайском (ГП№36) и Турксибском районах (ГП№24);

- расширение пациенториентированного подхода с оказанием социальной поддержки - охват амбулаторным лечением впервые выявленных больных туберкулезом без бактериовыделения составил 61,5%, социальная поддержка оказана 974 больным туберкулёзом, на сумму более 200 млн. тенге, что составило 9,0% от общего бюджета противотуберкулезных мероприятий;

- повышение настороженности по отношению к ТБ со стороны специалистов организаций ПМСП путем регулярных тренингов, проводимых мониторингов (в 2023 году проведено 188 мониторингов) специалистами центра фтизиопульмонологии и соответственно улучшение выявления ТБ и качества противотуберкулезных мероприятий;

- город Алматы включен в проект по пилотному применению режимов BPaLM/BPaL, длительность лечения лекарственно - устойчивого туберкулеза будет составлять от 6 до 9 месяцев, вместо 18 - 24 месяцев. На сегодняшний день получают лечение в режиме BPaLM 21 пациентов;

- активного вовлечения в проведение противотуберкулезных мероприятий неправительственных организаций, таких как общественный фонд «Множество совместных голосов», ОФ «Мейірімді жол». За 2023 год впервые Акиматом города выделен государственный социальный заказ в сумме 9,8 млн. тенге из местного бюджета на проведение противотуберкулезных мероприятий НПО и в 2024 году выделен государственный социальный заказ в сумме 46 млн. тенге. 

Благодаря проводимым мероприятиям и при организационно - методической поддержке Национального научного центра фтизиопульмонологии МЗ РК, Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Партнерства Стоп ТБ в городе достигнуты успехи в борьбе с туберкулезом, и основные эпидемиологические показатели по туберкулезу остаются лучше средне республиканских показателей.

 В ЦФ функционирует Служба внутреннего аудита, которая призвана работать на предупреждение жалоб и рассмотрение их на месте возникновения по принципу «здесь и сейчас». Согласно Стратегии «Казахстан - 2050», необходимо достижение качества и безопасности медицинской помощи путем стандартизации всех производственных процессов в медицинских организациях. Требуется разработка и совершенствование клинических протоколов, стандартов профильных служб на основе внедрения наиболее эффективных и современных технологий и достижений медицинской науки.

Объемы выполненных услуг на 2023 год: Туберкулез – 363 пролеченных случаев в стационаре, в том числе 4 с КВИ + ТБ;

 Комплексный тариф на активных больных туберкулезом – 664 больных ТБ (264 399,61 тенге).

Пролечено больных ТБ мобильной группой 113 пациента, завершили лечение 51 пациентов.

Проведено всего мониторингов и оценки противотуберкулезных мероприятий в ОЛС 188 (план выполнен на 97,8%), в том числе: с выездом - 153 супервизий, 35 дистанционного мониторинга.

Проведено 7104 молекулярно - генетических исследований, 12 373 культурных исследований в централизованной бактериологической лаборатории.

Укомплектованность штатами в 2023 году составила 97,5%. В 2023 году штатные единицы были сокращены на 4,1% - 14,5 единиц: среди врачей на 3,5%, среди СМП на 8,9%, среди ММП на 6,1%.

По подготовке кадров прошли усовершенствование 12 врача и 61 медсестер, прочих 12 человека. План выполнен на 100%.

 За счет средств организации были обучены сотрудники бак лаборатории, фтизиатры, соцработник. На обучение было затрачено – 4 020 410,0 тенге.

По укомплектованности врачебных штатов имеется потребность врачей лаборантов - 2,0 ставки и врачи бактериологи - 1,0 ставка, а также врач - гемотранфузиолог – 0,5 ст, врач - физиотерапевт – 0,5 ст.

 

Наблюдательный Совет (НС)

В ЦФ с 2020 года работает Наблюдательный совет в составе 5 членов, срок полномочий 3 года, с 2023 году новый состав.

За 2023 год было 5 заседании НС, где были утверждены организационная структура ЦФ, штатные расписания, а также обсуждались результаты деятельности ЦФ и вопросы требующие участия НС.

 

Работа бактериологической лаборатории (ЦБЛ).

ЦБЛ находится по адресу Жетысуский район, ул.2 - Гончарная 21А. ЦБЛ ЦФ проводит все молекулярно - генетические и культуральные исследования на ТБ. Для расширение доступа населению к МГИ был открыт 3 - ий районный центр G - xpert в ГП №7. Теперь по городу центр G - xpert имеется в 3 - х поликлиниках: в ГП №7 Бостандыкский район, ГП№36 Наурызбайский район и ГП№24 по Турксибскому району.

В ЦФ функционирует 10 - канальный аппарат «Xpert MTB/XDR», который позволяет быстро выполнить молекулярный тест на лекарственную чувствительность (ТЛЧ) микобактерий туберкулеза на противотуберкулезные препараты (ПТП). Данный аппарат устанавливает новые стандарты инновации, позволяя в кратчайшие сроки, в одном тесте обнаружить мутации, связанные с устойчивостью к 4 и более ПТП: изониазиду, фторхинолонам, аминогликазидам и этионамиду. Результат можно получить менее чем за 90 минут (ранее результаты получали за 30 - 45 дней), рабочий процесс простой для пользователя. За 2023 года проведено 6328 исследований G - xpert, из них положительных – 483, из 6130 лиц, показатель позитивности составил 7,8%. Общий процент не валидных результатов составил 3,1%, из них ошибка при стандарте 3% составил - 2,03% (129), Invalid - 0,1% (9) при стандарте 1%, Нет результата - 0,9% (60) при стандарте 1%. 

Оснащенность медицинским оборудованиям и техникой ЦФ за 2023 год – 96,6%

На балансе 1 694 единиц МТ (197 наименований) на сумму 1 255 515 971,71, из них

- 8 единиц дорогостоящие;

- 79 единиц цена каждого МТ составляет более 5 миллионов тенге.

Распределено МТ в МО города через УОЗ г.Алматы:

 2021 году 973 ед. на сумму: 314 884 416,56.

2022 году 459 ед. на сумму: 235 154 886,80.

2023 году 13  ед. на сумму: 9 930 239,42.

ВСЕГО: 1445 ед. на сумму: 559 969 542,78 

 В 2024 году планируется на списание более 100 наименований МТ.

Простаивающие МТ на конец 2023 года составило - 6 наименований на 243 единиц на сумму 197 386 866,65 тенге. Внутренним приказом ЦФ (приказ №184 от 14.07.2022г) простаивающие МТ были законсервированы.

Для временного использования передана:

УЗИ аппарат (стационарный) в ГП№16 с июня 2023г.

ИВЛ аппарат (Пуритан) – 4штуки в Инф.болница им.Жекеновой с 12.2023г.

1 - КТ аппарат по адресу 2 - Гончарная 21А взяли в аренду Онкодиспансер с 2023 года.

Лечение больных туберкулезом.

На конец 2023 года 636 активных больных ТБ без иностранцев и 650 с иностранцами, в том числе с чувствительной формой ТБ – 271 пациентов, с ЛУ ТБ – 379 пациентов в т.ч. по 1 «Г» группе учета (симптоматическое лечение) наблюдаются 15 больных ТБ (3,9%).

Из 650 пациентов в отрыве находится 8 больных ТБ (1,2% при стандарте 5%).

Лечение больных ТБ проводится в условиях стационара ЦФ, ННЦФ РК, амбулаторно в сети ПМСП города в кабинете НКЛ, через ВНЛ (видео наблюдаемое лечение) и лечение через мобильную группу ЦФ.

По итогам 2023 года охват изначально амбулаторным лечением, составил 61,4% (148 больных ТБ) при среднереспубликанском – 64,6% (план – 55%).

Всего на амбулаторном лечении находятся 476 пациента (по 1 кат. - 205 лиц, 4кат. - 271 лиц), из них на ВНЛ в ПМСП – 60,5% (288 пациентов), через мобильную группу ЦФ на дому получают лечение – 8,8% (42 пациента) и 30,7% больных ТБ (146 лиц) получают лечение в кабинетах НКЛ ПМСП, проживающие рядом с поликлиникой. В стационаре ННЦФ РК было пролечено в течение 2023 года – 383 больных ТБ, в ЦФ – 363 больных ТБ.

 

Оказание социальной помощи.

За 2023год социальная поддержка оказана 974 больным ТБ, на сумму 215 682 380 тенге (9,0% от общего бюджета). Помощь оказана акиматом через Управление занятости и социальных программ г. Алматы – 922 больным ТБ на сумму 206 392 380тенге. Акиматом оказывалась помощь в виде денежных выплат. Ежемесячно по 41 400 тенге.

Кроме этого 117 больных ЛУ ТБ получают инвалидность на период наблюдения по активной группе.

НПО оказало помощь 63 больным на сумму 3 546 000тенге. Материальная помощь НПО оказывалась в виде проездных билетов, продуктовых пакетов и денежных выплат.

Студентам помощь оказана только 12 больным на сумму 5 748 000тенге.

 

Работа группы Мониторинга и оценки (МиО).

  1. Координация работы по организаций противотуберкулезных мероприятий в медицинских организациях г. Алматы;
  2. Взаимодействия специализированными службами (СПИД центр, ЦПЗ, онкология) и Департаментом полиции г. Алматы;
  3. Совместная работа с НПО;
  4. Оказание консультативно - методической помощи медицинским организациям города;
  5. Проведение мониторинга и оценки в МО согласно утвержденному графику.

На 2023 год запланирован визит 42 ПМСП, 5 многопрофильных стационаров, Городской кардиологический центр, ЦОССУ - 2, ЦСПИД, 6 родильных домов,33 частных медицинских центров, Алматинский городской центр социальной адаптации «Пана», Учреждение КУИС - 3; Санаторные сады - 3.Детский реабилитационный центр - 1;

За 12 месяцев 2023 года запланировано 157 супервизий, 35 дистанционный мониторинг. Проведено 153 супервизий (97,5%), 35 дистанционного мониторинга(100,0%).

Супервизии: ПМСП - 77, ЧМЦ - 41, Учреждение КУИС - 4; Санаторные сады - 3.Детский реабилитационный центр - 1; многопрофильных стационаров - 10, ЦОССУ - 2, ЦСПИД - 2, 11 родильных домов, Хоспис. АГЦСА - 1

дМиО - 35: ПМСП - 32, ЧМЦ - 2, Роддом - 1 Справки с замечаниями и рекомендациями направлены в соответствующие ПМСП и обсуждены с администрацией поликлиник.

Справки с замечаниями и рекомендациями направлены в соответствующие организации ПМСП и проведено обсуждение результата мониторинга с администрацией поликлиник.

 

Обучение врачей и средних медработников ПМСП

В 2023 году обучено в ННЦФ МЗ РК – 919 врачей организаций ПМСП г.Алматы из них на договорной основе 488 врачей ПМСП. На 2024 года подали заявку на обучение врачей 6 организаций ПМСП.

Кроме этого так же проводилось обучение медицинских работников на базе ЦФ. В течение года в ЦФ обучено 2 169 специалистов организаций ПМСП, центров, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ – инфекции, центров психического здоровья из них 975 врачей.

Утверждена структура и профили коечной мощности ЦФ на 2023 год.

Коечная мощность составляло 94 койки, против 90 коек в 2022 году.

Из них:

- 88 фтизиатрических из них 8 коек для пациентов ТБС + КВИ

1) 34 коек для чувствительных форм туберкулеза, в том числе 2 койки принудительного лечения.

2) 54 коек для устойчивых форм туберкулеза (в том числе 3 койки для симптоматического лечения и в то числе 2 койки для принудительного лечения).

3) 6 коек в отделении реанимации;

 

Основные показатели работы коечного фонда стационара по фтизиатрии.

Поступило

больных

выбывшие

Выписано

больных

Умерло

больных

Проведено

койко - дней

2022 г

2023 г

2022 г

2023 г

2022 г

2023 г

2022 г

2023 г

2022 г

2023 г

369

363

370

363

331

329

39

34

29862

31123

Оборот

койки

Работа

койки

СДПБ

Летальность

Простой койки

2022г

2023 г

2022г

2023г

2022 г

2023 г

2022г

2023г

2022г

2023г

3.9

3.4

317

229

80.7

85.7

10.5

9.3

- 1.5

11.6

                     

 

Показатель летальности в стационаре за 2023 год снизилось на 11,4%, с 10,5% до 9,3%.

За 12 месяцев 2023г в стационаре ЦФ умерли 34 пациента: по 1 категорий – 19 больных ТБ (55,9%); по ЛУ ТБ - 11 пациента (32,4%); по 1 Г группе учета (симптоматическое лечение) – 4 пациента (11,8%).

Из 34 пациента от туберкулеза умерло – 17 лиц (50%);

от других причин также 17 лиц (50%), в т.ч. от В - 20 – 12 лиц (70,6%), от пневмонии – 2 (11,8%); ОНМК - 2 (11,8%); ХОБЛ - 1 (5,9%);

Из 34 умерших пациентов 15 случаев (44,1%), находились в стационаре до 10 – суток, что подтверждает госпитализацию пациентов в тяжелой стадии заболевания, затрудняющих диагностику сопутствующих патологии и лечение. 

Из 34 случаев умерли до 1 суток – 4 случая (11,8%); до 3 - х суток – 6 случая (17,6%); и до 10 суток – 5 случаев (14,7%).

Анализ основных показателей:

  • работа койки ЦФ составило 299 за аналогичный период в 2022 г. 317  (число койко - дней, фактически проведенных больными в стационаре / среднегодовое число коек).
  • средняя длительность пребывания больных (СДПБ) в стационаре составила 85,7 дней, против 80.7 дней за аналогичный период в 2022 года, рост за счет принудительного отделения с 232,3 до 345 дней в 2023 году и отделения для пациентов с ЛУ ТБ с 126.7 до 159.9 дня.

3) госпитализировано 363, из них экстренно - 62 (17.0%) в 2022 году 337 из них экстренно - 138 (40.9 %), снижение на 41.5%.

- оборот койки в 2023 году составила 3.4, против 3.9 в 2022 году, что связано с изменением количество коек (число выбывших больных (выписанных + умерших)/среднегодовое число коек).

- из числа поступивших процент пациентов с сопутствующей патологией наркоманией и алкоголизмом составило пациентов – 74 (20,3%)

- увеличилось количество поступивших с ВИЧ инфекцией на 15 случаев, в 2023г. 66 лиц (18.2 %), в 2022 году 51 лиц (13.8%).

Из числа поступивших с ВИЧ инфекцией в 2023 году последние 3 года не проходили ФГ обследование - 45 лиц (68.1 %), и не получавших АРТ терапию - 26 лиц (39.3%).

Также 51 пациента или 14.0 % без определенного места жительства (БОМЖ) и не прикреплённых по Регистру прикрепления населения к ПМСП города. Из 34 умерших пациентов 15(44.1%), находились в стационаре до 10 – суток, что подтверждает госпитализацию пациентов в тяжелой стадии заболевания, затрудняющих диагностику сопутствующих патологии и лечение.

Работа с НПО

В городе в 2023 году работал 2 НПО.

ОФ «Мейірімді жол» Выделен ответственный по мониторингу деятельности НПО. Проводится ежеквартальный мониторинг деятельности НПО.

Проведено 4 мониторинга деятельности НПО, даны рекомендации по дальнейшей работе.

С 2023 года ОФ «Мейірімді жол» выиграла малый грант Глобального фонда в сфере профилактики Туберкулеза. Осуществляет деятельность в рамках гранта по профилактике и борьбе с туберкулезом и ведет работу среди ключевых слоев населения ЛУИН, БОМЖ, ЛЗА, ЛУН, БЗК, ЗК, ЛЖВ, мигранты, малоимущие.

ОФ «Мейірімді жол» работает с людьми, затронутыми туберкулезом, получающих стационарное и амбулаторное лечение, а так же с их близким окружением (контактные лица). Многие люди затронутые туберкулезом являются представителями уязвимых слоев населения (лица БОМЖ, страдающих наркоманией и алкоголизмом и имеющие в анамнезе тюремное заключение, малоимущие и т.д.).

ОФ «Мейірімді жол» заключил меморандум о сотрудничестве со всеми организациями ПМСП города Алматы.

Проект «Множество Совместных голосов (MVC)» НПО «Партнеры во имя здоровья»

Проект работает в двух программных городах начиная с 2020 года. сумма распределенной социальной помощи ТБ клиентам Проекта в течение 12 месяцев 2023 года составила 1 821 000.00 тенге. С этой целью ТБ больным из списка выдавались сертификаты Магнум.

Кроме того, клиенты - ТБ больные получали компенсацию на проезд к месту оказания психосоциальной помощи в виде карточек Оңай. Общая сумма компенсации проезда на картах Оңай составила 296 000.00 тенге.

Санитарно - просветительная работа на 2023 год был утвержден план мероприятий по адвокации, коммуникации и социальной мобилизации при ТБ. По плану проведены следующие мероприятия:

- Пресс – конференции – 2;

- Проведены 28 широкомасштабных информационных Акции, в том числе в универсальном рынке «Алтай» Туркисибского района;

  - На территориях МО были проведены флешмоб, с привлечением как медицинских работников, также с участием студентов и неправительственных организации акция «Я выбираю здоровье! Мы можем победить туберкулез!» территории специализированного центра обслуживания населения Алатауского района (автоЦОН);

- Выступления на радио - 4;

- Информации на социальных сетях – 357 публикации;

- Проведено Круглый стол – 26;

- Проведено лекции и семинары,охвачено - 280 107 лиц;

- Проводится работа по снижению стигмы и дискриминации среди медицинских работников проведено 79 лекций и семинаров;

- Проводилась работа среди детей и студентов. Охвачено 245 организаций (школы, колледжи в ВУЗы города);

- Дни открытых дверей в 51 поликлиниках, охвачено 5 869 лиц, которым роздано ИОМ.

2.1 SWOT - анализ

 Анализ сложившей ситуации позволяет выявить наиболее острые проблемы в деле оказания противотуберкулезной помощи населению города и разработать пути решения.

 Сильные стороны:

  •  политическая поддержка Государства и наличие нормативно – правовой базы по профилактике, выявлению, диагностике, лечению и наблюдению пациентов, больных туберкулезом соответствии с рекомендациями ВОЗ;
  • полная обеспеченность вакциной БЦЖ, туберкулином и аллерген туберкулезный рекомбинантный (АТР);
  • широкий охват населения флюороосмотром и туберкулинодиагностикой (ежегодно до 30 - 40% населения);
  • развитая сеть ПМСП с ресурсами;
  • Расширение внедрение молекулярно - генетических экспресс методов диагностики ТБ и ЛУ ТБ в шаговой доступности для населения (в 3 - х организациях ПМСП г. Алматы открыты центры G - xpert);
  • внедрение в пилотных проектах новых противотуберкулезных препаратов рекомендованных ВОЗ, сокращения сроков лечения для пациентов с ЛУ ТБ до 6 - 9 месяцев;
  • высокая эффективность лечения чувствительной формы ТБ (80,0%) и ЛУ ТБ (75,0%).
  • Продолжается работа с информационными системами Национальным регистром больных туберкулезом (вводится новые модули), КМИС и ЛИС и интеграция с1С, учетной системой;
  • Создана система мониторинга и оценки качества противотуберкулезных мероприятий на индикаторной основе утвержденных упалномоченным органом и в отделе МиО работают освобожденные специалисты;
  • Проводятся семинары для ВОП ПМСП, многопрофильных стационарах и частных медицинских организации города по вопросам диагностики и лечения ТБ и ЛУ ТБ.
  • Больше внимание уделяется на профилактическое лечение пациентам с туберкулезной инфекцией (ТИ), внедрены новые схемы профилактического лечения новыми ПТП для контактных лиц с ЛУ ТБ.

Слабые стороны:

  •  дефицит фтизиатров, молодых и узких специалистов, высокий процент врачей пенсионного возраста 40%;
  • недостаточная материально – техническая база ЦФ, хотя оснащенность 96,6%, но высокий % износа медтехники;
  • низкий уровень адвокации, коммуникации и социальной мобилизации (АКСМ);
  • низкое выявление ТБ методом ФГ осмотра (2,0 на 1000 осмотренных при стандарте ВОЗ – 3,0);
  • недостаточное финансирование, необходимо дополнительное финансирование (капитальный ремонт зданий по ул.Дегдар,45 – износ 80%, ремонт и модернизация приточно - вытяжной системы);
  • решение вопроса о специализированной охраны принудительного отделения (недостаточно финансирование);
  • перебои поставки ПТП, необходимо своевременный закуп ПТП.

Возможности:

  •  дальнейшее оснащения ЦФ современными медицинскими оборудованием и орг.техникой. Для качественной работы организации необходимы следующие медицинские оборудования: новые, современные рентгенологические оборудования, спирографы, оснащение новыми медтехниками баклабораторию и клинико - диагностическую лабораторию;
  •  развитие пульмонологической помощи в условиях ОСМС;
  •  дальнейшее внедрение медицинской информационной системы и интеграцией с другими информационными системами, информационной системы по ФГ картотеке и лабораторной информационной системы;
  • решение вопроса финансирования и закупа ИГРА (квантиферонового) теста и молекулярно - генетических исследований на уровне организаций ПМСП.
  • Повысить укомплектованность фтизиатрами организаций ПМСП;
  • Соответствие стандартам инфекционного контроля, организация и проведения капитального ремонта приточно - вытяжной вентиляционной системы, ограждения, требования СанПиН;
  • Приобретение реактивов, расходных материалов и сервисное обслуживания экспресс методов диагностики для города (БАКТЕК, G - xpert, Haintest,) централизованной бактериологической лаборатории;
  • Повысить лекарственный менеджмент на всех уровнях медорганизаций, внедрение маркировки ЛС в ЦФ и интеграция с 1С;
  • Взаимодействие со службами СПИД центра и ГНЦМСК, ГЦПЗ по своевременному выявлению и лечению туберкулеза с сопутствующими патологиями;
  • Совершенствование работы группы мониторинга: проведение мониторинга и в последующем обучения на рабочем на месте по проблемным вопросам;
  • Внедрение новых методов лечения туберкулеза: участие в проектах ВОЗ в рамках Глобального фонда;
  • Продолжение оказания социальной помощи больным туберкулезом на амбулаторном этапе;
  • Выделение госсоцзаказа из местного бюджета для НПО.

Угрозы:

  • Увеличение распространенности сочетанной патологии ВИЧ/туберкулез. 
  • Увеличение числа пенитенциарного населения, заболеваемости и смертности от туберкулеза в тюрьмах
  • Распространение мультирезистентных форм туберкулеза в системе КУИС
  • Распространение назокомиального туберкулеза.
  • Имеются лица, «оторвавшиеся» от лечения. 
  • Отсутствие или низкий приток кадров во фтизиатрию.
  • Отток кадров в связи с низким уровнем заработной платы

 

 2.2 Анализ управления рисками

 

Таблица - Анализ управления рисками

Наименование возможного риска

Цель, на которую может повлиять данный риск

 

Механизмы и меры противодействия

Внешние риски

Недостаточная информированность и мотивация населения в ведение здорового образа жизни, профилактики туберкулеза и здорового питания

Рост заболеваемости ТБ с сопутствующей патологией и снижение эффективности проводимых противотуберкулезных мероприятий. По данным ВОЗ здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (социально – экономические факторы, образованности, приверженности к вредным привычкам, здоровый образ жизни)

Принятия Государственных программ по мотивации населения к здоровому образу жизни с дошкольного возраста.

Недостаточное правовое и материально – техническое обеспечение противотуберкулезных организации

Качественное оказание медицинской помощи населению

Создание нормативно правовой основы для использования информационных технологии и дооснащение ПТД

Возможна тенденция роста ВИЧ/СПИД, гепатитов типа В и С, наркомании среди населения РК.

Могут сыграть роль катализатора увеличения ТБ среди населения.

Привлечение НПО к работе среди уязвимых групп населения. Пациент - ориентированный подход в оказании медицинской помощи больным ТБ из уязвимых групп населения. Пропаганда здорового образа жизни.

Внутренние риски

Несовершенство финансирования противотуберкулезных мероприятий (по комплексному тарифу)


высокий процент больных ТБ (20 - 25%) с нестандартными случаями пребывания на стационарном лечение (нарушители режима, лица БОМЖ, лица с сопутствующей патологией)

Пересмотр механизма финансирования противотуберкулезной службы.

Рост цен на лекарственные средства, реактивы расходные материалы для лабораторных исследований

Риск несвоевременной диагностики ТБ при недостаточном обеспечении реактивами. Недостаточное обеспечение лекарственными средствами, ПТП больных туберкулезом, риск увеличения устойчивых форм ТБ.

Регулирование цен на центральном уровне.

Кадровый дефицит (непривлекательность профессии фтизиатра: низкий заработок, риск заражения, отсутствие стимулирование молодых специалистов)

Высокий процент фтизиатров пенсионного возраста и в последующем острый дефицит, что может привести к снижению качества оказания медицинской помощи населению.

 

Привлечение молодых специалистов с помощью социальных программ. Непрерывное обучение за счет медицинских организации. Выделение льготного жилья.

3.Стратегические направления, цели и целевые индикаторы

 

  1. Улучшение основных эпидемиологических показателей по туберкулезу.
  2. Повышение эффективности управления противотуберкулезной службой.
  3. Развитие кадровых ресурсов, обучение специалистов общей сети и оснащение новыми медицинской техникой.

 

Стратегическое направление 1 Укрепление здоровья населения г. Алматы путем снижения заболеваемости туберкулезом.

 

Цель 1.1. Позитивное влияние на качество жизни больных туберкулезом и защиты населения г. Алматы от туберкулеза

Наименование целевого индикатора

Ед. измерения

Источник информации

Ответственные

Факт 2023 года

План (годы)

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

План финансирования

тыс.тг

 

Главный бухгалтер

2 046 058,2

2 526 460,8

256 286,18

2 741 753,16

2 046 058,20

2 046 058,20

 

Целевые индикаторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Эффективность лечения

%

Отчет

ПМСП

ОМО

80,5

80,0

80,0

80,0

80,0

80,0

2

Оказание стационарной помощи

Кол - во пролеченных пациентов

Отчет

Зам. директора по ЛПР

363

363

363

363

363

363

3

Выявление ТБ методом флюорографического исследования (ВОЗ 3,0 на 1000 осмотренных)

%

Отчет

 Специалисты ПМСП, ОМО

3,1

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

4

Обеспечение применения ускоренных методов диагностики ТБ и М/ШЛУ ТБ (G - xpert. Hain - test. BACTEC)

%

Отчет

Заведующая ЦБЛ

100

100

100

100

100

100

5

Снижение летальности

%

Отчет

Зам. директора по ЛПР

9,3

9,2

9,1

9,0

8,9

8,8

Задачи

 

Показатели результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Показатель заболеваемости туберкулеза

На 100 тыс.нас.

НРБТ, отчет

ОМО

22,1

24,8

24,5

24,0

23,5

22,0

2

Показатель смертности от туберкулеза

На 100 тыс.нас.

НРБТ

ОМО

1,0

1,5

1,3

1,1

1,0

0,9

3

Снижение показателя распространенности туберкулеза

На 100 тыс.нас. На 100 тыс.нас.

НРБТ

ПМСП

ОМО

28,3

29,5

29,3

29,0

28,5

28,0

4

Эффективность лечения больных ЛУ ТБ

 

%

Отчет

Фтизиатр ПМСП

ОМО

80,5

75,0

80,0

80,0

80,0

80,0

5

Эффективность лечения ТБ

%

Отчет

Фтизиатр ПМСП

ОМО

87,7

85,0

90,0

90,0

90,0

90,0

                         

 

Стратегическое направление 2. Улучшение качества и доступность медицинских услуг

Цель 2.1. Обеспечение качества медицинских услуг и удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием

 

Наименование целевого индикатора

Ед. измерения

Источник информации

Ответственные

Факт 2023 год

План (годы)

2024г

2025 г

2026 г

2027 г

2028 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Целевые индикаторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Подготовка и прохождения плановой аккредитации

Да

 

Заявление

Зам.директора по ККМУ

 

В плане

да

х

х

х

х

2

Количество обоснованных жалоб

Кол - во

Данные ДКМФ и УОЗ г. Алматы

Зам.директорапо ЛПР и ККМУ

0

0

0

0

0

0

3

Уровень удовлетворенности качеством мед. услуг

%

Анкетирование

Зам.директора по ККМУ

89,5%

90,0

91,0

92,0

93,0

95,0

4

Своевременное проведение противоэпидемических мероприятий

%

Отчет

Врач фтизиатр, эпидемиолог ПМСП

95

100

100

100

100

100

5

Создание системы инфекционного контроля

Да

Отчет

Врач эпидемиолог ЦФ

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Задачи

 

Показатели результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Наличие аккредитации

Да\нет

Приказ МЗ РК

Директор

Да, от 2021г

 В плане

х

х

х

х

 

Удовлетворенность пациентов

%

Отчет

Зам. директора по ЛПР

95,5

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

2

Снижение внутрибольничных инфекций

%

Отчет

Врач эпидемиолог ЦФ

0%

0%

0%

0%

0%

0%

3

Увеличение доли медицинских работни ков, соблюдающих утвержденные стандарты диагностики и лечения

%

Отчет

Зам. директора по ЛПР

100%

100%

100%

100%

100%

100%

                           

 

Стратегическое направление 3. Повышение кадрового потенциала ЦФ

Цель 3.1. Совершенствование кадрового потенциала для улучшения менеджмента

 

Наименование целевого индикатора

Ед. измерения

Источник информации

Ответственные

Факт 2023года

План (годы)

2024г

2025 год

2026 год

2027 г

2028 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Целевые индикаторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Снижение текучести врачебных кадров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Укомплектованность кадрового состава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Разработка обучающих программ

Кол - во

Отчет

Координатор по обучению

МиО

1

2

2

2

2

2

4

Охват обучением специалистов ЦФ

%

Отчет

Отдел кадров

45,8

47,0

49,0

50,0

55,0

58,0

5

Разработка обучающих программ по вопросам ТБ и ЛУ ТБ для специалистов ПМСП

 

Кол - во

Утвержденные программы и графики обучения

Координатор по обучению

оМиО

1

2

2

2

2

2

6

Охват обучением специалистов ПМСП по вопросам ТБ, ЛУ ТБ

%

Отчет

Координатор по обучению

МиО

30%

30%

30%

30%

30%

30%

Задачи

 

Показатели результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Доля успешно прошедших итоговую аттестацию, подтверждения категорий

%

Отчет

Отдел кадров

52

60

65

70

75

75

2

Укомплектованность фтизиатрами ЦФ

%

Отчет

Отдел кадров

78,2%

80,0

85,0

90,0

95,0

100

3

Доля успешно прошедших итоговую аттестацию ПМСП

%

Отчет

Координатор по обучению МиО

70%

75%

80%

80%

80%

80%

4

Уровень удовлетворенности медицинским персона лом условиями труда

%

Анкетирование

Психолог

85%

90%

90%

90%

90%

90%

 

Стратегическое направление 4 (внутренние процессы)

 

Цель 4.1. Оказание организационно - методической помощи общей сети и проведение мониторинга и оценки противотуберкулезных мероприятий

 

Наименование целевого индикатора

Ед. измерения

Источник информации

Ответственные

Факт 2023 года

План (годы)

2024г

2025 год

2026 год

2027 г

2028 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Целевые индикаторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Проведение мониторинга и оценки противотуберкулезных мероприятий в общей сети, ЦФ и КУИС

Кол - во

Аналитическая справка

Руководитель оМиО

71

75

80

85

85

87

2

Внедрение внешней оценки качества используемых методов лабораторной диагностики ТБ и ЛУ ТБ

%

Отчет

Заведующая ЦБЛ

100

100

100

100

100

100

3

Лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП через систему единой дистрибуции план

%

Аналитический отчет

Заведующий аптекой

Клин.

фармаколог

98%

100%

100%

100%

100%

100%

 

 

Цель 4.2. Обеспечение доступа к современным технологиям диагностики ТБ и ЛУ ТБ и профилактика туберкулеза

Наименование целевого индикатора

Ед. измерения

Источник информации

Ответственные

Факт 2023 года

План (годы)

2024г

2025 г

2026 г

2027 г

2028 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Целевые индикаторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Охват плановым флюорографическим обследованием на ТБ лиц из группы «риска» в сети ПМСП

%

Отчет

Руководитель ОМО

100

100

100

100

100

100

2

Обеспечение доступа к ускоренным молекулярно – генетическим методам диагностики ТБ и ЛУ ТБ

%

Отчет

Заведующая ЦБЛ

100

100

100

100

100

100

3

Удельный вес больных туберкулезом, получающих амбулаторное лечение под НКЛ в сети ПМСП

%

Отчет

Руководитель ОМО

54,4

50,0

50,0

50,0

50,0

52,0

4

Охват больных туберкулезом ТЛЧ

%

Отчет

Заведующая ЦБЛ

98

98

99

100

100

100

 

4.Ресурсы

 

Ресурсы

Ед. изм.

за 2023г.

план текущего 2024 год

плановый период

1 - й

2025 год

2 - й

2026 год

3 - й

2027 год

1

2

3

4

5

6

7

Финансовые ресурсы всего, в том числе 

тыс.тг.

2 589 719,89

2 684 540,99

2 277 503,35

2 277 503,35

2 277 503,35

Цель 1.1. Укрепление здоровья населения Республики Казахстан путем снижения заболеваемости туберкулезом

 

Программа 353 «Управление здравоохранения города республиканского значения, столицы»

Подпрограмма 009 «Оказание медицинской помощи лицам, страдающим туберкулезом, инфекционными заболеваниями, психическими расстройствами поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ »

тыс.тг.

2 589 719,89

2 684 540,99

2 277 503,35

2 277 503,35

2 277 503,35

 

Форма бюджетной программы

Администратор

бюджетной

программы

 

Управления общественного здравоохранения города Алматы

Бюджетная программа

(подпрограмма)

Бюджетная Программа (туберкулез) МБ: 015.

2022г. – 2 107 657,46; 2023г.– 2 589 719,89; 2024 г – 2 684 540,99; 2025г. – 2 277 503,35;

2026г. – 2 277 503,35; 2027г. – 2 277 503,35;

Описание

На основе совершенствования механизмов управления противотуберкулезной службой, поэтапного внедрения новых технологий в диагностике ЛУ ТБ, лечении, управлении кадровыми и финансовыми ресурсами, создании системы инфекционного контроля и социального обеспечения больных туберкулезом, ожидаются существенные позитивные изменения в эпидемиологической ситуации по туберкулезу в городе.

Развитие пульмонологического профиля на амбулаторномэтапе.

Стратегическое направление

Стратегических направлений программы 3:

Улучшение основных эпидемиологических показателей по туберкулезу.

Повышение эффективности управления противотуберкулезной службой внедрение пульмонологического профиля.

Развитие кадровых ресурсов и оснащение новыми медтехниками ЦФ.

Цель

В соответствии со стратегическим направлениями цель программы:

Снижение распространенности, заболеваемости и смертности ТБ в г.Алматы путем улучшения деятельности фтизиопульмонологической службы с внедрением мировых достижений в технологию борьбы с ТБ, на основе выполнения комплексных, межведомственных, адекватно финансируемых мер.

Создание непрерывной подготовки специалистов в общей сети по туберкулезу. Развитие пульмонологического профиля на базе ЦФ.

Задачи

Задачи программы следующие:

1. На уровне сети ПМСП, диагностику и лечение больных ТБ и ЛУ ТБ выполнять в соответствии с национальными стандартами и индикаторами

2. Осуществление всех мер инфекционного контроля (реструктуризации ЦФ с целью изоляции бактериовыделителей в зависимости от эпидемиологического статуса, полное обеспечение средствами личной защиты и бактерицидными, экранированными лампами, дезинфектантами, БШБ и т.д.)

3. Качественный ежеквартальный мониторинг всех противотуберкулезных мероприятий на индикаторной основе, освобожденной группой МиО ЦФ.

4. Непрерывное обеспечение всех больных ТБ качественными ПТП (мониторинг - заявка, остатки, потребность, побочные реакции).

5. Полный охват качественной бактериологической диагностикой с использованием внешней оценки качества, повсеместное внедрение быстрой диагностики методом БАКТЕК и ХАЙН тестом. 

6. Активная санитарно - просветительная работа на уровне сети ПМСП, клиник по проблемам туберкулеза должна привести к искоренению запущенных случаев, неудач и перерывов лечения.

7. Внедрение всех противотуберкулезных мероприятий в системе КУИС Алматы

8. Повсеместное обучение специалистов сети ПМСП и ЦФ менеджменту противотуберкулезных мероприятий.

9. Развитие кадрового потенциала фтизиатрической службы и пенитенциарного сектора. (Учебный центры в ННЦФ, «школа пациентов», лабораторная диагностика, НКЛ, контроль за ЛУ ТБ, ТБ/ВИЧ).

10. Обеспечить нуждающихся больных ТБ и ЛУ ТБ социальной поддержкой на амбулаторном этапе лечения.

11. Контроль за ситуацией по ТБ/ВИЧ.

12. Обучение специалистов ОМО, аптеки, лаборатории ЦФ по работе с Национальным регистром, ИСЛО (слежения по использованию и движению ПТП и своевременный контроль химиотерапии).

13. Межведомственное взаимодействие по своевременному взятию на учет больных туберкулезом после освобождения из учреждений УИС.

14. Совершенствование обучения на основе интеграции образовательных программ и увеличение доли обученных менеджменту и стандартам исследований.