СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
КГП на ПХВ «Центр фтизиопульмонологии»
УОЗ г. Алматы на 2024 - 2028 годы
г. Алматы - 2024 г.
Содержание
ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................... 3 1.1 Миссия 1.2 Видение 1.3 Ценности и этические принципы
ЧАСТЬ 2. Анализ текущей ситуации ЦФ ............................................................................3 - 13 2.1 SWOT - анализ 2.2 Анализ управления рисками
ЧАСТЬ 3. Стратегические направления, цели и целевые индикаторы................13 - 17 3.1. Стратегическое направление 1 (финансы)........................................................................................ 3.2. Стратегическое направление 2 (клиенты)......................................................................................... 3.3. Стратегическое направление 3 (обучение и развитие персонала)................................................ 3.4. Стратегическое направление 4 (внутренние процессы)..................................................................
ЧАСТЬ 4. Необходимые ресурсы......................................................................................................17 - 21 |
Миссия КГП на ПХВ «Центр фтизиопульмонологии» УОЗ г. Алматы (далее – ЦФ): Оказание квалифицированной медицинской помощи по фтизиопульмонологии населению города Алматы.
Наше видение:
Ведущий Центр фтизиопульмонологии в г. Алматы соответствующий национальным стандартам качества и уровню медицинского обслуживания.
Наши цели:
- Сформировать коллектив из высококвалифицированных кадров, подготовленных к деятельности по национальным стандартам;
- Создать пациент - ориентированную систему оказания медицинской помощи;
- Повысить эффективность больничного менеджмента и улучшить деятельность стационара;
Наши главные приоритеты – честность, конфиденциальность, качество, безопасность, нетерпимость к ошибкам.
Наши Задачи это:
- Внедрение инновационных технологий и современных методов диагностики и лечения с целью повышения качества результатов;
- Совершенствование навыков владения всеми доступными медицинскими инструментами лечебно - диагностического процесса для больных туберкулезом;
- Сохранения традиционных принципов врачебного милосердия, сострадания и желания помочь больному человеку.
Основные стратегические принципы
- Ориентированность на пациента: Предоставление медицинских услуг на основе высокого профессионализма и уважения достоинства каждого пациента, с обеспечением качества, безопасности и удобства для пациентов.
- Национальные стандарты качества: Соответствие по всем аспектам обеспечения медицинского обслуживания лучшим национальным стандартам качества медицинских услуг.
- Преемственность и комплексность: Предоставление всех видов медицинских услуг по фтизиатрии на уровне национальных стандартов.
- Социальная ответственность: Работа во благо пациентов, сохранение и улучшение здоровья, повышение качества жизни. Руководство принципами исключительной честности, порядочности, ответственности, дисциплины.
2.Анализ текущей ситуации.
ЦФ имеет два отдельно расположенных здания:
- по адресу Турксибский район, ул. Дегдар 45, которое функционирует с 2011 года, где располагается АХЧ, КДЛ, мобильная бригада, отделение функциональной диагностики и стационар на 103 коек
- по адресу Жетысуский район, ул. Гончарная 21а, где располагается администрация, бухгалтерия, бак. лаборатория, отдел МиО, орг - метод отдел, отдел кадров, мобильная бригада, архив;
Фтизиопульмонологическая служба города Алматы играет важную роль в обеспечении биологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия населения, координируя диагностику, лечение и профилактику туберкулеза.
Основные задачи и направления деятельности фтизиатрической службы:
- проведение мониторинга и оказание консультативно - методической медицинской помощи специалистам организаций здравоохранения города по организации противотуберкулезных мероприятий;
- организация и участие в семинарах и конференциях для специалистов организаций здравоохранения по вопросам профилактики, ранней диагностики и лечения туберкулеза;
- проведение анализа статистической информации по фтизиатрической службе и использование этих данных в работе по улучшению и совершенствованию медицинской помощи населению.
Деятельность службы регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
Деятельность фтизиопульмонологической службы в Республике Казахстан регламентируется рядом нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовую базу для организации и функционирования системы профилактики, диагностики, лечения и контроля за туберкулезом.
- Кодекс Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" - основной документ, определяющий права и обязанности граждан в области охраны здоровья, а также задачи и функции государства и системы здравоохранения в этой сфере.
- Закон РК 21.05.22г. № 122 - VII ЗРК «О биологической безопасности РК».
- Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ - 214/2020 «Об утверждении правил проведения мероприятий по профилактике туберкулеза».
- Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30.09.2022 года № ҚР ДСМ - 107 «Об утверждении Стандарта организации оказания населению медицинской помощи при туберкулезе».
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.03.2022 № ҚР ДСМ - 29 Об утверждении Санитарных правил "Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно - противоэпидемических, санитарно - профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (туберкулез)"
- Приказ МЗ РК от 28 декабря 2022 года №1193 «Дорожная карта развития фтизиатрической и пульмонологической служб на 2023 – 2025годы в РК».
Для реализации Дорожной карты по РК на 2023 - 2025гг был утвержден акиматом города «Дорожная карта развития фтизиопульмонологической службы г. Алматы на 2023 - 2024гг». Одним из конечных индикаторов результативности работы согласно Дорожной карты является охват и организация амбулаторного лечения впервые выявленных больных туберкулезом без бактериовыделения (план - 55%, выполнение – 61,4%), объем оказания социальной помощи больным туберкулезом на амбулаторном этапе лечения (план – 4,5%, выполнение – 9,0%) и охват больных ТБ молекулярно - генетическим исследованием (МГИ) (план – 100%, выполнение – 100%). Все индикаторы в 2023 году достигнуты.
В Алматы за 10 лет показатель заболеваемости и распространённости туберкулезом снизилась на 60,5% и смертность от туберкулеза на 82,7%. Показатель распространенности туберкулеза, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения за последние 10 лет снизился в 2 раза. По итогам 2023 года в городе отмечается также положительная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу. По итогам 2023 года снижение на 2,6 %, составил 22,1 против 22,7 на 100тыс. населения в 2022 году, при средне республиканском 34,7 на 100тыс.нас. Показатель смертности от туберкулеза за последние 5 лет снизился на 52,4% и составил 1,0 в 2023 году, против 1,4 на 100 тыс. населения в 2022г. Отмечается снижение заболеваемости ТБ среди детей до 18 лет на 5,3% и составил 5,4 на 100 тыс. нас. (5,7 за тот же период 2022г).
По итогам года отмечается снижение показателя заболеваемости среди студенческой молодежи с 16,1 до 13,3 на 100 тыс. населения в 2023г. Снижение на 17,4%.
Улучшилась эффективность лечения как чувствительного, так и устойчивой формы туберкулеза.
На базе Национального научного центра фтизиопульмонологии РК обучено 919 врачей организаций ПМСП г.Алматы.
В городе Алматы в 2023 году проведен комплекс противотуберкулезных мероприятий, таких как:
- расширение доступа к молекулярно - генетическим исследованиям путем установления еще одного аппарата Gene - Хpert в Бостандыкском районе (ГП №7), всего 3 центра Gene - Хpert (2022 году в Наурызбайском (ГП№36) и Турксибском районах (ГП№24);
- расширение пациенториентированного подхода с оказанием социальной поддержки - охват амбулаторным лечением впервые выявленных больных туберкулезом без бактериовыделения составил 61,5%, социальная поддержка оказана 974 больным туберкулёзом, на сумму более 200 млн. тенге, что составило 9,0% от общего бюджета противотуберкулезных мероприятий;
- повышение настороженности по отношению к ТБ со стороны специалистов организаций ПМСП путем регулярных тренингов, проводимых мониторингов (в 2023 году проведено 188 мониторингов) специалистами центра фтизиопульмонологии и соответственно улучшение выявления ТБ и качества противотуберкулезных мероприятий;
- город Алматы включен в проект по пилотному применению режимов BPaLM/BPaL, длительность лечения лекарственно - устойчивого туберкулеза будет составлять от 6 до 9 месяцев, вместо 18 - 24 месяцев. На сегодняшний день получают лечение в режиме BPaLM 21 пациентов;
- активного вовлечения в проведение противотуберкулезных мероприятий неправительственных организаций, таких как общественный фонд «Множество совместных голосов», ОФ «Мейірімді жол». За 2023 год впервые Акиматом города выделен государственный социальный заказ в сумме 9,8 млн. тенге из местного бюджета на проведение противотуберкулезных мероприятий НПО и в 2024 году выделен государственный социальный заказ в сумме 46 млн. тенге.
Благодаря проводимым мероприятиям и при организационно - методической поддержке Национального научного центра фтизиопульмонологии МЗ РК, Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Партнерства Стоп ТБ в городе достигнуты успехи в борьбе с туберкулезом, и основные эпидемиологические показатели по туберкулезу остаются лучше средне республиканских показателей.
В ЦФ функционирует Служба внутреннего аудита, которая призвана работать на предупреждение жалоб и рассмотрение их на месте возникновения по принципу «здесь и сейчас». Согласно Стратегии «Казахстан - 2050», необходимо достижение качества и безопасности медицинской помощи путем стандартизации всех производственных процессов в медицинских организациях. Требуется разработка и совершенствование клинических протоколов, стандартов профильных служб на основе внедрения наиболее эффективных и современных технологий и достижений медицинской науки.
Объемы выполненных услуг на 2023 год: Туберкулез – 363 пролеченных случаев в стационаре, в том числе 4 с КВИ + ТБ;
Комплексный тариф на активных больных туберкулезом – 664 больных ТБ (264 399,61 тенге).
Пролечено больных ТБ мобильной группой 113 пациента, завершили лечение 51 пациентов.
Проведено всего мониторингов и оценки противотуберкулезных мероприятий в ОЛС 188 (план выполнен на 97,8%), в том числе: с выездом - 153 супервизий, 35 дистанционного мониторинга.
Проведено 7104 молекулярно - генетических исследований, 12 373 культурных исследований в централизованной бактериологической лаборатории.
Укомплектованность штатами в 2023 году составила 97,5%. В 2023 году штатные единицы были сокращены на 4,1% - 14,5 единиц: среди врачей на 3,5%, среди СМП на 8,9%, среди ММП на 6,1%.
По подготовке кадров прошли усовершенствование 12 врача и 61 медсестер, прочих 12 человека. План выполнен на 100%.
За счет средств организации были обучены сотрудники бак лаборатории, фтизиатры, соцработник. На обучение было затрачено – 4 020 410,0 тенге.
По укомплектованности врачебных штатов имеется потребность врачей лаборантов - 2,0 ставки и врачи бактериологи - 1,0 ставка, а также врач - гемотранфузиолог – 0,5 ст, врач - физиотерапевт – 0,5 ст.
Наблюдательный Совет (НС)
В ЦФ с 2020 года работает Наблюдательный совет в составе 5 членов, срок полномочий 3 года, с 2023 году новый состав.
За 2023 год было 5 заседании НС, где были утверждены организационная структура ЦФ, штатные расписания, а также обсуждались результаты деятельности ЦФ и вопросы требующие участия НС.
Работа бактериологической лаборатории (ЦБЛ).
ЦБЛ находится по адресу Жетысуский район, ул.2 - Гончарная 21А. ЦБЛ ЦФ проводит все молекулярно - генетические и культуральные исследования на ТБ. Для расширение доступа населению к МГИ был открыт 3 - ий районный центр G - xpert в ГП №7. Теперь по городу центр G - xpert имеется в 3 - х поликлиниках: в ГП №7 Бостандыкский район, ГП№36 Наурызбайский район и ГП№24 по Турксибскому району.
В ЦФ функционирует 10 - канальный аппарат «Xpert MTB/XDR», который позволяет быстро выполнить молекулярный тест на лекарственную чувствительность (ТЛЧ) микобактерий туберкулеза на противотуберкулезные препараты (ПТП). Данный аппарат устанавливает новые стандарты инновации, позволяя в кратчайшие сроки, в одном тесте обнаружить мутации, связанные с устойчивостью к 4 и более ПТП: изониазиду, фторхинолонам, аминогликазидам и этионамиду. Результат можно получить менее чем за 90 минут (ранее результаты получали за 30 - 45 дней), рабочий процесс простой для пользователя. За 2023 года проведено 6328 исследований G - xpert, из них положительных – 483, из 6130 лиц, показатель позитивности составил 7,8%. Общий процент не валидных результатов составил 3,1%, из них ошибка при стандарте 3% составил - 2,03% (129), Invalid - 0,1% (9) при стандарте 1%, Нет результата - 0,9% (60) при стандарте 1%.
Оснащенность медицинским оборудованиям и техникой ЦФ за 2023 год – 96,6%
На балансе 1 694 единиц МТ (197 наименований) на сумму 1 255 515 971,71, из них
- 8 единиц дорогостоящие;
- 79 единиц цена каждого МТ составляет более 5 миллионов тенге.
Распределено МТ в МО города через УОЗ г.Алматы:
2021 году 973 ед. на сумму: 314 884 416,56.
2022 году 459 ед. на сумму: 235 154 886,80.
2023 году 13 ед. на сумму: 9 930 239,42.
ВСЕГО: 1445 ед. на сумму: 559 969 542,78
В 2024 году планируется на списание более 100 наименований МТ.
Простаивающие МТ на конец 2023 года составило - 6 наименований на 243 единиц на сумму 197 386 866,65 тенге. Внутренним приказом ЦФ (приказ №184 от 14.07.2022г) простаивающие МТ были законсервированы.
Для временного использования передана:
УЗИ аппарат (стационарный) в ГП№16 с июня 2023г.
ИВЛ аппарат (Пуритан) – 4штуки в Инф.болница им.Жекеновой с 12.2023г.
1 - КТ аппарат по адресу 2 - Гончарная 21А взяли в аренду Онкодиспансер с 2023 года.
Лечение больных туберкулезом.
На конец 2023 года 636 активных больных ТБ без иностранцев и 650 с иностранцами, в том числе с чувствительной формой ТБ – 271 пациентов, с ЛУ ТБ – 379 пациентов в т.ч. по 1 «Г» группе учета (симптоматическое лечение) наблюдаются 15 больных ТБ (3,9%).
Из 650 пациентов в отрыве находится 8 больных ТБ (1,2% при стандарте 5%).
Лечение больных ТБ проводится в условиях стационара ЦФ, ННЦФ РК, амбулаторно в сети ПМСП города в кабинете НКЛ, через ВНЛ (видео наблюдаемое лечение) и лечение через мобильную группу ЦФ.
По итогам 2023 года охват изначально амбулаторным лечением, составил 61,4% (148 больных ТБ) при среднереспубликанском – 64,6% (план – 55%).
Всего на амбулаторном лечении находятся 476 пациента (по 1 кат. - 205 лиц, 4кат. - 271 лиц), из них на ВНЛ в ПМСП – 60,5% (288 пациентов), через мобильную группу ЦФ на дому получают лечение – 8,8% (42 пациента) и 30,7% больных ТБ (146 лиц) получают лечение в кабинетах НКЛ ПМСП, проживающие рядом с поликлиникой. В стационаре ННЦФ РК было пролечено в течение 2023 года – 383 больных ТБ, в ЦФ – 363 больных ТБ.
Оказание социальной помощи.
За 2023год социальная поддержка оказана 974 больным ТБ, на сумму 215 682 380 тенге (9,0% от общего бюджета). Помощь оказана акиматом через Управление занятости и социальных программ г. Алматы – 922 больным ТБ на сумму 206 392 380тенге. Акиматом оказывалась помощь в виде денежных выплат. Ежемесячно по 41 400 тенге.
Кроме этого 117 больных ЛУ ТБ получают инвалидность на период наблюдения по активной группе.
НПО оказало помощь 63 больным на сумму 3 546 000тенге. Материальная помощь НПО оказывалась в виде проездных билетов, продуктовых пакетов и денежных выплат.
Студентам помощь оказана только 12 больным на сумму 5 748 000тенге.
Работа группы Мониторинга и оценки (МиО).
- Координация работы по организаций противотуберкулезных мероприятий в медицинских организациях г. Алматы;
- Взаимодействия специализированными службами (СПИД центр, ЦПЗ, онкология) и Департаментом полиции г. Алматы;
- Совместная работа с НПО;
- Оказание консультативно - методической помощи медицинским организациям города;
- Проведение мониторинга и оценки в МО согласно утвержденному графику.
На 2023 год запланирован визит 42 ПМСП, 5 многопрофильных стационаров, Городской кардиологический центр, ЦОССУ - 2, ЦСПИД, 6 родильных домов,33 частных медицинских центров, Алматинский городской центр социальной адаптации «Пана», Учреждение КУИС - 3; Санаторные сады - 3.Детский реабилитационный центр - 1;
За 12 месяцев 2023 года запланировано 157 супервизий, 35 дистанционный мониторинг. Проведено 153 супервизий (97,5%), 35 дистанционного мониторинга(100,0%).
Супервизии: ПМСП - 77, ЧМЦ - 41, Учреждение КУИС - 4; Санаторные сады - 3.Детский реабилитационный центр - 1; многопрофильных стационаров - 10, ЦОССУ - 2, ЦСПИД - 2, 11 родильных домов, Хоспис. АГЦСА - 1
дМиО - 35: ПМСП - 32, ЧМЦ - 2, Роддом - 1 Справки с замечаниями и рекомендациями направлены в соответствующие ПМСП и обсуждены с администрацией поликлиник.
Справки с замечаниями и рекомендациями направлены в соответствующие организации ПМСП и проведено обсуждение результата мониторинга с администрацией поликлиник.
Обучение врачей и средних медработников ПМСП
В 2023 году обучено в ННЦФ МЗ РК – 919 врачей организаций ПМСП г.Алматы из них на договорной основе 488 врачей ПМСП. На 2024 года подали заявку на обучение врачей 6 организаций ПМСП.
Кроме этого так же проводилось обучение медицинских работников на базе ЦФ. В течение года в ЦФ обучено 2 169 специалистов организаций ПМСП, центров, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ – инфекции, центров психического здоровья из них 975 врачей.
Утверждена структура и профили коечной мощности ЦФ на 2023 год.
Коечная мощность составляло 94 койки, против 90 коек в 2022 году.
Из них:
- 88 фтизиатрических из них 8 коек для пациентов ТБС + КВИ
1) 34 коек для чувствительных форм туберкулеза, в том числе 2 койки принудительного лечения.
2) 54 коек для устойчивых форм туберкулеза (в том числе 3 койки для симптоматического лечения и в то числе 2 койки для принудительного лечения).
3) 6 коек в отделении реанимации;
Основные показатели работы коечного фонда стационара по фтизиатрии.
Поступило больных |
выбывшие |
Выписано больных |
Умерло больных |
Проведено койко - дней |
||||||
2022 г |
2023 г |
2022 г |
2023 г |
2022 г |
2023 г |
2022 г |
2023 г |
2022 г |
2023 г |
|
369 |
363 |
370 |
363 |
331 |
329 |
39 |
34 |
29862 |
31123 |
|
Оборот койки |
Работа койки |
СДПБ |
Летальность |
Простой койки |
||||||
2022г |
2023 г |
2022г |
2023г |
2022 г |
2023 г |
2022г |
2023г |
2022г |
2023г |
|
3.9 |
3.4 |
317 |
229 |
80.7 |
85.7 |
10.5 |
9.3 |
- 1.5 |
11.6 |
|
Показатель летальности в стационаре за 2023 год снизилось на 11,4%, с 10,5% до 9,3%.
За 12 месяцев 2023г в стационаре ЦФ умерли 34 пациента: по 1 категорий – 19 больных ТБ (55,9%); по ЛУ ТБ - 11 пациента (32,4%); по 1 Г группе учета (симптоматическое лечение) – 4 пациента (11,8%).
Из 34 пациента от туберкулеза умерло – 17 лиц (50%);
от других причин также 17 лиц (50%), в т.ч. от В - 20 – 12 лиц (70,6%), от пневмонии – 2 (11,8%); ОНМК - 2 (11,8%); ХОБЛ - 1 (5,9%);
Из 34 умерших пациентов 15 случаев (44,1%), находились в стационаре до 10 – суток, что подтверждает госпитализацию пациентов в тяжелой стадии заболевания, затрудняющих диагностику сопутствующих патологии и лечение.
Из 34 случаев умерли до 1 суток – 4 случая (11,8%); до 3 - х суток – 6 случая (17,6%); и до 10 суток – 5 случаев (14,7%).
Анализ основных показателей:
- работа койки ЦФ составило 299 за аналогичный период в 2022 г. 317 (число койко - дней, фактически проведенных больными в стационаре / среднегодовое число коек).
- средняя длительность пребывания больных (СДПБ) в стационаре составила 85,7 дней, против 80.7 дней за аналогичный период в 2022 года, рост за счет принудительного отделения с 232,3 до 345 дней в 2023 году и отделения для пациентов с ЛУ ТБ с 126.7 до 159.9 дня.
3) госпитализировано 363, из них экстренно - 62 (17.0%) в 2022 году 337 из них экстренно - 138 (40.9 %), снижение на 41.5%.
- оборот койки в 2023 году составила 3.4, против 3.9 в 2022 году, что связано с изменением количество коек (число выбывших больных (выписанных + умерших)/среднегодовое число коек).
- из числа поступивших процент пациентов с сопутствующей патологией наркоманией и алкоголизмом составило пациентов – 74 (20,3%)
- увеличилось количество поступивших с ВИЧ инфекцией на 15 случаев, в 2023г. 66 лиц (18.2 %), в 2022 году 51 лиц (13.8%).
Из числа поступивших с ВИЧ инфекцией в 2023 году последние 3 года не проходили ФГ обследование - 45 лиц (68.1 %), и не получавших АРТ терапию - 26 лиц (39.3%).
Также 51 пациента или 14.0 % без определенного места жительства (БОМЖ) и не прикреплённых по Регистру прикрепления населения к ПМСП города. Из 34 умерших пациентов 15(44.1%), находились в стационаре до 10 – суток, что подтверждает госпитализацию пациентов в тяжелой стадии заболевания, затрудняющих диагностику сопутствующих патологии и лечение.
Работа с НПО
В городе в 2023 году работал 2 НПО.
ОФ «Мейірімді жол» Выделен ответственный по мониторингу деятельности НПО. Проводится ежеквартальный мониторинг деятельности НПО.
Проведено 4 мониторинга деятельности НПО, даны рекомендации по дальнейшей работе.
С 2023 года ОФ «Мейірімді жол» выиграла малый грант Глобального фонда в сфере профилактики Туберкулеза. Осуществляет деятельность в рамках гранта по профилактике и борьбе с туберкулезом и ведет работу среди ключевых слоев населения ЛУИН, БОМЖ, ЛЗА, ЛУН, БЗК, ЗК, ЛЖВ, мигранты, малоимущие.
ОФ «Мейірімді жол» работает с людьми, затронутыми туберкулезом, получающих стационарное и амбулаторное лечение, а так же с их близким окружением (контактные лица). Многие люди затронутые туберкулезом являются представителями уязвимых слоев населения (лица БОМЖ, страдающих наркоманией и алкоголизмом и имеющие в анамнезе тюремное заключение, малоимущие и т.д.).
ОФ «Мейірімді жол» заключил меморандум о сотрудничестве со всеми организациями ПМСП города Алматы.
Проект «Множество Совместных голосов (MVC)» НПО «Партнеры во имя здоровья»
Проект работает в двух программных городах начиная с 2020 года. сумма распределенной социальной помощи ТБ клиентам Проекта в течение 12 месяцев 2023 года составила 1 821 000.00 тенге. С этой целью ТБ больным из списка выдавались сертификаты Магнум.
Кроме того, клиенты - ТБ больные получали компенсацию на проезд к месту оказания психосоциальной помощи в виде карточек Оңай. Общая сумма компенсации проезда на картах Оңай составила 296 000.00 тенге.
Санитарно - просветительная работа на 2023 год был утвержден план мероприятий по адвокации, коммуникации и социальной мобилизации при ТБ. По плану проведены следующие мероприятия:
- Пресс – конференции – 2;
- Проведены 28 широкомасштабных информационных Акции, в том числе в универсальном рынке «Алтай» Туркисибского района;
- На территориях МО были проведены флешмоб, с привлечением как медицинских работников, также с участием студентов и неправительственных организации акция «Я выбираю здоровье! Мы можем победить туберкулез!» территории специализированного центра обслуживания населения Алатауского района (автоЦОН);
- Выступления на радио - 4;
- Информации на социальных сетях – 357 публикации;
- Проведено Круглый стол – 26;
- Проведено лекции и семинары,охвачено - 280 107 лиц;
- Проводится работа по снижению стигмы и дискриминации среди медицинских работников проведено 79 лекций и семинаров;
- Проводилась работа среди детей и студентов. Охвачено 245 организаций (школы, колледжи в ВУЗы города);
- Дни открытых дверей в 51 поликлиниках, охвачено 5 869 лиц, которым роздано ИОМ.
2.1 SWOT - анализ
Анализ сложившей ситуации позволяет выявить наиболее острые проблемы в деле оказания противотуберкулезной помощи населению города и разработать пути решения.
Сильные стороны:
- политическая поддержка Государства и наличие нормативно – правовой базы по профилактике, выявлению, диагностике, лечению и наблюдению пациентов, больных туберкулезом соответствии с рекомендациями ВОЗ;
- полная обеспеченность вакциной БЦЖ, туберкулином и аллерген туберкулезный рекомбинантный (АТР);
- широкий охват населения флюороосмотром и туберкулинодиагностикой (ежегодно до 30 - 40% населения);
- развитая сеть ПМСП с ресурсами;
- Расширение внедрение молекулярно - генетических экспресс методов диагностики ТБ и ЛУ ТБ в шаговой доступности для населения (в 3 - х организациях ПМСП г. Алматы открыты центры G - xpert);
- внедрение в пилотных проектах новых противотуберкулезных препаратов рекомендованных ВОЗ, сокращения сроков лечения для пациентов с ЛУ ТБ до 6 - 9 месяцев;
- высокая эффективность лечения чувствительной формы ТБ (80,0%) и ЛУ ТБ (75,0%).
- Продолжается работа с информационными системами Национальным регистром больных туберкулезом (вводится новые модули), КМИС и ЛИС и интеграция с1С, учетной системой;
- Создана система мониторинга и оценки качества противотуберкулезных мероприятий на индикаторной основе утвержденных упалномоченным органом и в отделе МиО работают освобожденные специалисты;
- Проводятся семинары для ВОП ПМСП, многопрофильных стационарах и частных медицинских организации города по вопросам диагностики и лечения ТБ и ЛУ ТБ.
- Больше внимание уделяется на профилактическое лечение пациентам с туберкулезной инфекцией (ТИ), внедрены новые схемы профилактического лечения новыми ПТП для контактных лиц с ЛУ ТБ.
Слабые стороны:
- дефицит фтизиатров, молодых и узких специалистов, высокий процент врачей пенсионного возраста 40%;
- недостаточная материально – техническая база ЦФ, хотя оснащенность 96,6%, но высокий % износа медтехники;
- низкий уровень адвокации, коммуникации и социальной мобилизации (АКСМ);
- низкое выявление ТБ методом ФГ осмотра (2,0 на 1000 осмотренных при стандарте ВОЗ – 3,0);
- недостаточное финансирование, необходимо дополнительное финансирование (капитальный ремонт зданий по ул.Дегдар,45 – износ 80%, ремонт и модернизация приточно - вытяжной системы);
- решение вопроса о специализированной охраны принудительного отделения (недостаточно финансирование);
- перебои поставки ПТП, необходимо своевременный закуп ПТП.
Возможности:
- дальнейшее оснащения ЦФ современными медицинскими оборудованием и орг.техникой. Для качественной работы организации необходимы следующие медицинские оборудования: новые, современные рентгенологические оборудования, спирографы, оснащение новыми медтехниками баклабораторию и клинико - диагностическую лабораторию;
- развитие пульмонологической помощи в условиях ОСМС;
- дальнейшее внедрение медицинской информационной системы и интеграцией с другими информационными системами, информационной системы по ФГ картотеке и лабораторной информационной системы;
- решение вопроса финансирования и закупа ИГРА (квантиферонового) теста и молекулярно - генетических исследований на уровне организаций ПМСП.
- Повысить укомплектованность фтизиатрами организаций ПМСП;
- Соответствие стандартам инфекционного контроля, организация и проведения капитального ремонта приточно - вытяжной вентиляционной системы, ограждения, требования СанПиН;
- Приобретение реактивов, расходных материалов и сервисное обслуживания экспресс методов диагностики для города (БАКТЕК, G - xpert, Haintest,) централизованной бактериологической лаборатории;
- Повысить лекарственный менеджмент на всех уровнях медорганизаций, внедрение маркировки ЛС в ЦФ и интеграция с 1С;
- Взаимодействие со службами СПИД центра и ГНЦМСК, ГЦПЗ по своевременному выявлению и лечению туберкулеза с сопутствующими патологиями;
- Совершенствование работы группы мониторинга: проведение мониторинга и в последующем обучения на рабочем на месте по проблемным вопросам;
- Внедрение новых методов лечения туберкулеза: участие в проектах ВОЗ в рамках Глобального фонда;
- Продолжение оказания социальной помощи больным туберкулезом на амбулаторном этапе;
- Выделение госсоцзаказа из местного бюджета для НПО.
Угрозы:
- Увеличение распространенности сочетанной патологии ВИЧ/туберкулез.
- Увеличение числа пенитенциарного населения, заболеваемости и смертности от туберкулеза в тюрьмах
- Распространение мультирезистентных форм туберкулеза в системе КУИС
- Распространение назокомиального туберкулеза.
- Имеются лица, «оторвавшиеся» от лечения.
- Отсутствие или низкий приток кадров во фтизиатрию.
- Отток кадров в связи с низким уровнем заработной платы
2.2 Анализ управления рисками
Таблица - Анализ управления рисками
Наименование возможного риска |
Цель, на которую может повлиять данный риск
|
Механизмы и меры противодействия |
Внешние риски |
||
Недостаточная информированность и мотивация населения в ведение здорового образа жизни, профилактики туберкулеза и здорового питания |
Рост заболеваемости ТБ с сопутствующей патологией и снижение эффективности проводимых противотуберкулезных мероприятий. По данным ВОЗ здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (социально – экономические факторы, образованности, приверженности к вредным привычкам, здоровый образ жизни) |
Принятия Государственных программ по мотивации населения к здоровому образу жизни с дошкольного возраста. |
Недостаточное правовое и материально – техническое обеспечение противотуберкулезных организации |
Качественное оказание медицинской помощи населению |
Создание нормативно правовой основы для использования информационных технологии и дооснащение ПТД |
Возможна тенденция роста ВИЧ/СПИД, гепатитов типа В и С, наркомании среди населения РК. |
Могут сыграть роль катализатора увеличения ТБ среди населения. |
Привлечение НПО к работе среди уязвимых групп населения. Пациент - ориентированный подход в оказании медицинской помощи больным ТБ из уязвимых групп населения. Пропаганда здорового образа жизни. |
Внутренние риски |
||
Несовершенство финансирования противотуберкулезных мероприятий (по комплексному тарифу) |
|
Пересмотр механизма финансирования противотуберкулезной службы. |
Рост цен на лекарственные средства, реактивы расходные материалы для лабораторных исследований |
Риск несвоевременной диагностики ТБ при недостаточном обеспечении реактивами. Недостаточное обеспечение лекарственными средствами, ПТП больных туберкулезом, риск увеличения устойчивых форм ТБ. |
Регулирование цен на центральном уровне. |
Кадровый дефицит (непривлекательность профессии фтизиатра: низкий заработок, риск заражения, отсутствие стимулирование молодых специалистов) |
Высокий процент фтизиатров пенсионного возраста и в последующем острый дефицит, что может привести к снижению качества оказания медицинской помощи населению.
|
Привлечение молодых специалистов с помощью социальных программ. Непрерывное обучение за счет медицинских организации. Выделение льготного жилья. |
3.Стратегические направления, цели и целевые индикаторы
- Улучшение основных эпидемиологических показателей по туберкулезу.
- Повышение эффективности управления противотуберкулезной службой.
- Развитие кадровых ресурсов, обучение специалистов общей сети и оснащение новыми медицинской техникой.
Стратегическое направление 1 Укрепление здоровья населения г. Алматы путем снижения заболеваемости туберкулезом.
Цель 1.1. Позитивное влияние на качество жизни больных туберкулезом и защиты населения г. Алматы от туберкулеза
№ |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерения |
Источник информации |
Ответственные |
Факт 2023 года |
План (годы) |
||||||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 г |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
1 |
План финансирования |
тыс.тг |
|
Главный бухгалтер |
2 046 058,2 |
2 526 460,8 |
256 286,18 |
2 741 753,16 |
2 046 058,20 |
2 046 058,20 |
||
|
Целевые индикаторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
Эффективность лечения |
% |
Отчет |
ПМСП ОМО |
80,5 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
||
2 |
Оказание стационарной помощи |
Кол - во пролеченных пациентов |
Отчет |
Зам. директора по ЛПР |
363 |
363 |
363 |
363 |
363 |
363 |
||
3 |
Выявление ТБ методом флюорографического исследования (ВОЗ 3,0 на 1000 осмотренных) |
% |
Отчет |
Специалисты ПМСП, ОМО |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
||
4 |
Обеспечение применения ускоренных методов диагностики ТБ и М/ШЛУ ТБ (G - xpert. Hain - test. BACTEC) |
% |
Отчет |
Заведующая ЦБЛ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
5 |
Снижение летальности |
% |
Отчет |
Зам. директора по ЛПР |
9,3 |
9,2 |
9,1 |
9,0 |
8,9 |
8,8 |
||
Задачи |
||||||||||||
|
Показатели результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
Показатель заболеваемости туберкулеза |
На 100 тыс.нас. |
НРБТ, отчет |
ОМО |
22,1 |
24,8 |
24,5 |
24,0 |
23,5 |
22,0 |
||
2 |
Показатель смертности от туберкулеза |
На 100 тыс.нас. |
НРБТ |
ОМО |
1,0 |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
||
3 |
Снижение показателя распространенности туберкулеза |
На 100 тыс.нас. На 100 тыс.нас. |
НРБТ |
ПМСП ОМО |
28,3 |
29,5 |
29,3 |
29,0 |
28,5 |
28,0 |
||
4 |
Эффективность лечения больных ЛУ ТБ |
% |
Отчет |
Фтизиатр ПМСП ОМО |
80,5 |
75,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
||
5 |
Эффективность лечения ТБ |
% |
Отчет |
Фтизиатр ПМСП ОМО |
87,7 |
85,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
||
Стратегическое направление 2. Улучшение качества и доступность медицинских услуг
Цель 2.1. Обеспечение качества медицинских услуг и удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием
№ |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерения |
Источник информации |
Ответственные |
Факт 2023 год |
План (годы) |
|||||||
2024г |
2025 г |
2026 г |
2027 г |
2028 г |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||
|
Целевые индикаторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
Подготовка и прохождения плановой аккредитации |
Да |
Заявление |
Зам.директора по ККМУ |
В плане |
да |
х |
х |
х |
х |
|||
2 |
Количество обоснованных жалоб |
Кол - во |
Данные ДКМФ и УОЗ г. Алматы |
Зам.директорапо ЛПР и ККМУ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
3 |
Уровень удовлетворенности качеством мед. услуг |
% |
Анкетирование |
Зам.директора по ККМУ |
89,5% |
90,0 |
91,0 |
92,0 |
93,0 |
95,0 |
|||
4 |
Своевременное проведение противоэпидемических мероприятий |
% |
Отчет |
Врач фтизиатр, эпидемиолог ПМСП |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
5 |
Создание системы инфекционного контроля |
Да |
Отчет |
Врач эпидемиолог ЦФ |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
|||
Задачи |
|||||||||||||
|
Показатели результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
Наличие аккредитации |
Да\нет |
Приказ МЗ РК |
Директор |
Да, от 2021г |
В плане |
х |
х |
х |
х |
|||
|
Удовлетворенность пациентов |
% |
Отчет |
Зам. директора по ЛПР |
95,5 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
|||
2 |
Снижение внутрибольничных инфекций |
% |
Отчет |
Врач эпидемиолог ЦФ |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
|||
3 |
Увеличение доли медицинских работни ков, соблюдающих утвержденные стандарты диагностики и лечения |
% |
Отчет |
Зам. директора по ЛПР |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
|||
Стратегическое направление 3. Повышение кадрового потенциала ЦФ
Цель 3.1. Совершенствование кадрового потенциала для улучшения менеджмента
№ |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерения |
Источник информации |
Ответственные |
Факт 2023года |
План (годы) |
||||
2024г |
2025 год |
2026 год |
2027 г |
2028 г |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Целевые индикаторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Снижение текучести врачебных кадров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Укомплектованность кадрового состава |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Разработка обучающих программ |
Кол - во |
Отчет |
Координатор по обучению МиО |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Охват обучением специалистов ЦФ |
% |
Отчет |
Отдел кадров |
45,8 |
47,0 |
49,0 |
50,0 |
55,0 |
58,0 |
5 |
Разработка обучающих программ по вопросам ТБ и ЛУ ТБ для специалистов ПМСП |
Кол - во |
Утвержденные программы и графики обучения |
Координатор по обучению оМиО |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Охват обучением специалистов ПМСП по вопросам ТБ, ЛУ ТБ |
% |
Отчет |
Координатор по обучению МиО |
30% |
30% |
30% |
30% |
30% |
30% |
Задачи |
||||||||||
|
Показатели результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Доля успешно прошедших итоговую аттестацию, подтверждения категорий |
% |
Отчет |
Отдел кадров |
52 |
60 |
65 |
70 |
75 |
75 |
2 |
Укомплектованность фтизиатрами ЦФ |
% |
Отчет |
Отдел кадров |
78,2% |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
100 |
3 |
Доля успешно прошедших итоговую аттестацию ПМСП |
% |
Отчет |
Координатор по обучению МиО |
70% |
75% |
80% |
80% |
80% |
80% |
4 |
Уровень удовлетворенности медицинским персона лом условиями труда |
% |
Анкетирование |
Психолог |
85% |
90% |
90% |
90% |
90% |
90% |
Стратегическое направление 4 (внутренние процессы)
Цель 4.1. Оказание организационно - методической помощи общей сети и проведение мониторинга и оценки противотуберкулезных мероприятий
№ |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерения |
Источник информации |
Ответственные |
Факт 2023 года |
План (годы) |
||||
2024г |
2025 год |
2026 год |
2027 г |
2028 г |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Целевые индикаторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Проведение мониторинга и оценки противотуберкулезных мероприятий в общей сети, ЦФ и КУИС |
Кол - во |
Аналитическая справка |
Руководитель оМиО |
71 |
75 |
80 |
85 |
85 |
87 |
2 |
Внедрение внешней оценки качества используемых методов лабораторной диагностики ТБ и ЛУ ТБ |
% |
Отчет |
Заведующая ЦБЛ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
Лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП через систему единой дистрибуции план |
% |
Аналитический отчет |
Заведующий аптекой Клин. фармаколог |
98% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
|
Цель 4.2. Обеспечение доступа к современным технологиям диагностики ТБ и ЛУ ТБ и профилактика туберкулеза
№ |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерения |
Источник информации |
Ответственные |
Факт 2023 года |
План (годы) |
||||
2024г |
2025 г |
2026 г |
2027 г |
2028 г |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Целевые индикаторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Охват плановым флюорографическим обследованием на ТБ лиц из группы «риска» в сети ПМСП |
% |
Отчет |
Руководитель ОМО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Обеспечение доступа к ускоренным молекулярно – генетическим методам диагностики ТБ и ЛУ ТБ |
% |
Отчет |
Заведующая ЦБЛ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
Удельный вес больных туберкулезом, получающих амбулаторное лечение под НКЛ в сети ПМСП |
% |
Отчет |
Руководитель ОМО |
54,4 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
52,0 |
4 |
Охват больных туберкулезом ТЛЧ |
% |
Отчет |
Заведующая ЦБЛ |
98 |
98 |
99 |
100 |
100 |
100 |
4.Ресурсы
Ресурсы |
Ед. изм. |
за 2023г. |
план текущего 2024 год |
плановый период |
||
1 - й 2025 год |
2 - й 2026 год |
3 - й 2027 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Финансовые ресурсы всего, в том числе |
тыс.тг. |
2 589 719,89 |
2 684 540,99 |
2 277 503,35 |
2 277 503,35 |
2 277 503,35 |
Цель 1.1. Укрепление здоровья населения Республики Казахстан путем снижения заболеваемости туберкулезом
|
||||||
Программа 353 «Управление здравоохранения города республиканского значения, столицы» Подпрограмма 009 «Оказание медицинской помощи лицам, страдающим туберкулезом, инфекционными заболеваниями, психическими расстройствами поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ » |
тыс.тг. |
2 589 719,89 |
2 684 540,99 |
2 277 503,35 |
2 277 503,35 |
2 277 503,35 |
Форма бюджетной программы
Администратор бюджетной программы |
Управления общественного здравоохранения города Алматы |
Бюджетная программа (подпрограмма) |
Бюджетная Программа (туберкулез) МБ: 015. 2022г. – 2 107 657,46; 2023г.– 2 589 719,89; 2024 г – 2 684 540,99; 2025г. – 2 277 503,35; 2026г. – 2 277 503,35; 2027г. – 2 277 503,35; |
Описание |
На основе совершенствования механизмов управления противотуберкулезной службой, поэтапного внедрения новых технологий в диагностике ЛУ ТБ, лечении, управлении кадровыми и финансовыми ресурсами, создании системы инфекционного контроля и социального обеспечения больных туберкулезом, ожидаются существенные позитивные изменения в эпидемиологической ситуации по туберкулезу в городе. Развитие пульмонологического профиля на амбулаторномэтапе. |
Стратегическое направление |
Стратегических направлений программы 3: Улучшение основных эпидемиологических показателей по туберкулезу. Повышение эффективности управления противотуберкулезной службой внедрение пульмонологического профиля. Развитие кадровых ресурсов и оснащение новыми медтехниками ЦФ. |
Цель |
В соответствии со стратегическим направлениями цель программы: Снижение распространенности, заболеваемости и смертности ТБ в г.Алматы путем улучшения деятельности фтизиопульмонологической службы с внедрением мировых достижений в технологию борьбы с ТБ, на основе выполнения комплексных, межведомственных, адекватно финансируемых мер. Создание непрерывной подготовки специалистов в общей сети по туберкулезу. Развитие пульмонологического профиля на базе ЦФ. |
Задачи |
Задачи программы следующие: 1. На уровне сети ПМСП, диагностику и лечение больных ТБ и ЛУ ТБ выполнять в соответствии с национальными стандартами и индикаторами 2. Осуществление всех мер инфекционного контроля (реструктуризации ЦФ с целью изоляции бактериовыделителей в зависимости от эпидемиологического статуса, полное обеспечение средствами личной защиты и бактерицидными, экранированными лампами, дезинфектантами, БШБ и т.д.) 3. Качественный ежеквартальный мониторинг всех противотуберкулезных мероприятий на индикаторной основе, освобожденной группой МиО ЦФ. 4. Непрерывное обеспечение всех больных ТБ качественными ПТП (мониторинг - заявка, остатки, потребность, побочные реакции). 5. Полный охват качественной бактериологической диагностикой с использованием внешней оценки качества, повсеместное внедрение быстрой диагностики методом БАКТЕК и ХАЙН тестом. 6. Активная санитарно - просветительная работа на уровне сети ПМСП, клиник по проблемам туберкулеза должна привести к искоренению запущенных случаев, неудач и перерывов лечения. 7. Внедрение всех противотуберкулезных мероприятий в системе КУИС Алматы 8. Повсеместное обучение специалистов сети ПМСП и ЦФ менеджменту противотуберкулезных мероприятий. 9. Развитие кадрового потенциала фтизиатрической службы и пенитенциарного сектора. (Учебный центры в ННЦФ, «школа пациентов», лабораторная диагностика, НКЛ, контроль за ЛУ ТБ, ТБ/ВИЧ). 10. Обеспечить нуждающихся больных ТБ и ЛУ ТБ социальной поддержкой на амбулаторном этапе лечения. 11. Контроль за ситуацией по ТБ/ВИЧ. 12. Обучение специалистов ОМО, аптеки, лаборатории ЦФ по работе с Национальным регистром, ИСЛО (слежения по использованию и движению ПТП и своевременный контроль химиотерапии). 13. Межведомственное взаимодействие по своевременному взятию на учет больных туберкулезом после освобождения из учреждений УИС. 14. Совершенствование обучения на основе интеграции образовательных программ и увеличение доли обученных менеджменту и стандартам исследований.
|