Акция по ОМС на рынке « Алтай» 22.05.2017г в рамках месячника по качеству  в рамках проведения Международной выставки ЭКСПО -2017 г, сотрудниками ГКП на ПХВ МРПТД организована и проведена акция среди работников рынка «Алтай» и посетителей .

 

 Участковыми медсестрами диспансерного отделения Турксибского района проведена разъяснительная работа по ОCМС ,были розданы брошюры и буклеты.

   

 

Обучение медработников школ и детских садов в ГКП на ПХВ «Межрайонный

противотуберкулезный диспансер» УЗ г. Алматы

 

В рамках Месячника качества в канун выставки ЭКСПО-2017год 4 мая 2017 года в здании МРПТД по улице  Бекхожина, 9, в детском  отделении,  был организован и проведен семинарские занятия со специалистами сестринского дело детских садов и школ, Алмалинского, Жетысуского, Медеуского,Бостандыкского  районов и 10 мая 2017 года с Ауэзовского, Алатауского районов  на тему:

1.Правила получения противотуберкулезных препаратов (ПТП) из диспансера;

  1. Оформление документации по правилам хранения использования и списания ПТП (форма ТБ – 12, ТБ – 12\у);
  2. Составление ежемесячных отчетов о расходе ПТП (форма ТБ – 13).

Цель проведения семинара – улучшить качество работы и оформления медицинской документации медработниками управления образования по противотуберкулезным мероприятиям.

 

 

 

Празднования Дня медицинской сестры в МРПТД 11.05.2017г

 

Ежегодно 12 мая отмечается Международный день медицинской сестры. Другими словами, в этот день есть повод еще раз поблагодарить и поздравить представительниц одной из самых гуманных профессий.

 

Профессиональный праздник медицинских сестер отмечается в день рождения одной из знаменитых англичанок, Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны (1853—1856гг) организовала первую в мире службу сестер милосердия.

 

В рамках празднования Международного Дня медицинской сестры в МРПТД проведен профессиональный конкурс  среди специалистов сестринского дела  «Лучшая медицинская сестра», проведены торжественные мероприятия, посвященные «Международному Дню медицинской сестры» с чествованием лучших работников.

 

22.04.2017 года  в  МРПТД  было проведено  семинарское  занятие  со  специалистами сестринского дела.

 

Предоставлена информация на темы: заболевания желудочно  –  кишечного тракта. Занятие проводили медицинские  сестры   2-го легочно-терапевтического отделения. Теоритически обсуждались такие темы: дизентерия (определение, пути передачи,  симптомы  и профилактика), сальмонеллез, брюшной тиф, острый энтероколит, кишечная токсикоинфекция.

 

Токсический шок, неотложная помощь.

 

Также прозвучал доклад о великом ученом, целителе ,философе  — Гиппократе.

 

Была показана техника постановки   клизм: очистительная, сифонная и масляная.

   

 

24.02.2017г   на базе ГКП на ПХВ «МРПТД»  проведен семинарское занятие со специалистами сестринского дела   на темы:

 

Асептика, антисептика, уровни обработки рук, алгоритм

 

Этапы обработки медицинского инструментария

 

Проведение азопирамовой пробы

 

Алгоритм накрытия стерильного стола

 

Десмургия. История десмургии

 

Бинтовые повязки при переломах

 

Медицинская деятельность академика Вишневского А.В

 

Семинар проводили медицинские сестры Лечебно-хирургического отделение (ЛХО)

 

  

 

29.03.2017 г на базе ГКП на ПХВ «МРПТД»  проведен мастер –класс с участием медицинских сестер Лечебно-терапевтического отделения №1 (ЛТО)

 

на темы:

  1. Виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.
  2. Коммуникативные навыки медицинских сестер
  3. Медицинская этика и деонтология

Медицинская деятельность Н.В.Склифосовского.

 

Сестринское дело является важной частью системы здравоохранения. В настоящее время сестринский персонал составляет самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

 


Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского звена — медицинских сестёр, очень широки. В современных условиях особо следует выделить такие функции медицинских сестёр, как оказание первичной медикосанитарной помощи и проведение профилактики заболеваний; обучение населения основам гигиены; сокращение сроков пребывания пациентов в стационаре; расширение объемов помощи на дому; увеличение количества реабилитационных мероприятий; формирование отделений с различной интенсивностью лечения и ухода; оказание паллиативной помощи и т.д. Потребность в этих видах деятельности чрезвычайно велика, особенно в настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья населения. Сестринское дело включает также планирование и оказание помощи во время болезни, обеспечение восстановления после болезни.


В сестринском деле предусмотрен целенаправленный уход за человеком в целях его лечения, облегчения страданий и укрепления здоровья. Сущность состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям или группам определить, достичь и развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддержать его на соответствующем уровне в тех условиях, в которых они живут и работают. Мировая практика показывает, что при рациональном использовании профессиональных кадров значительно улучшается качество медицинской помощи, увеличиваются ее доступность и экономичность, эффективно используются ресурсы в здравоохранении.

 


Проведенные в разных странах исследования раскрывают универсальный характер сестринской помощи и подчеркивают унифицированность потребностей в ней. В сестринском деле присущи разноплановость деятельности, ориентированность на отдельного пациента. Повышение уровня образования медсестер создает реальные возможности для соблюдения необходимых медицинских технологий, обеспечения гарантий качества лечения, диагностики и ухода, накопления и использования знаний о потребностях больных в сестринской помощи.


В настоящее время медицинским сестрам, фельдшерам, акушерам необходимы современные знания в области философии и теории сестринского дела, педагогики, психологии, требований по обеспечению безопасной больничной среды лечебно-профилактических учреждении. Они должны умело выполнять манипуляции в точном соответствии с современными требованиями. Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна владеть теоретическими основами, практическими навыками, уметь пользоваться предметами ухода за больными

 

 

Туберкулез (устаревшее название — бугорчатка, чахотка) — инфекционное заболевание, характеризующееся образованием в разных органах, главным образом в легких, специфических воспалительных изменений. Возбудители — микобактерии туберкулеза — были открыты в 1882 г. немецким ученым Р. Кохом (палочка Коха). Говорят, что туберкулез так же стар, как и человек. Об этом свидетельствуют данные раскопок и древнейшие документы человеческой письменности. Так, среди 10 скелетов египетских мумий, отнесенных к XXVII в. до н. э., 4 носят следы туберкулезного поражения позвоночника. В кодексе законов Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) образно описывается легочная чахотка и регламентируется право на развод с заболевшей ею женщиной. В русских лечебниках второй половины XVII в. туберкулез фигурирует под названием «скорбь чахоточная». Давно была подмечена связь заболевания с условиями жизни человека и возможностью его тяжелого, быстро прогрессирующего течения со смертельным исходом. О масштабах социального зла, каким был туберкулез — одно из самых распространенных на земном шаре заболеваний, говорят данные статистики: еще в начале XX в. в Европе ежегодно умирали от туберкулеза около 1 млн жителей. В дореволюционной России почти 30 человек из каждых 10 тысяч жителей Петербурга ежегодно погибали от легочного туберкулеза. Жертвами его становились люди всех возрастов, любой национальности и профессии. В СССР были достигнуты заметные успехи по снижению заболеваемости туберкулезом, в настоящее время наблюдается рост туберкулеза всех локализаций, и в первую очередь рост туберкулеза легких.
Возбудителем туберкулеза является микобактерия туберкулеза (туберкулезная палочка), открытая немецким ученым Р. Кохом. Источником заражения является больной человек. В заражении может играть роль капельный путь передачи инфекции, а также контакт с личными вещами больного (контактно-бытовой путь). Проникая в легкие через дыхательные пути, микобактерия туберкулеза приводит к образованию туберкулезных бугорков — очагов, отграниченных от здоровой ткани.

 

Бугорок подвергается распаду и в случае выздоровления рубцуется.
Основным источником заражения является больной туберкулезом человек, выделяющий с мокротой много микобактерий туберкулеза (так называемый бациллярный больной). Наиболее часто туберкулез распространяется воздушно-капельным путем: при кашле, чиханье мелкие капли мокроты и слюны, содержащие микобактерии, попадают в воздух, вдыхаемый окружающими, на пол и стены комнаты, на домашние вещи. Жизнеспособность микробов после высыхания мокроты может сохраняться долго, особенно в слабоосвещенных местах. Поэтому при сухой уборке помещения, при встряхивании вещей больного в дыхательные пути окружающих могут попасть живые микобактерии туберкулеза. Длительное сохранение микобактерий туберкулеза в окружающей среде обусловливает возможность контактно-бытовой передачи туберкулеза — через посуду, белье, книги, игрушки и т. д. Основной путь внедрения микобактерий туберкулеза — через дыхательные органы, но возможно внедрение их, хотя значительно реже, и через желудочно-кишечный тракт при употреблении главным образом сырого инфицированного молока, а также через ссадины кожи (например, у доярок, работников мясокомбинатов).
Различают открытую и закрытую формы туберкулеза. При открытой форме в мокроте больного обнаруживаются микобактерии туберкулеза; если больной не соблюдает гигиенических мер предосторожности, он может стать заразным для окружающих. При закрытой форме туберкулеза микобактерии в мокроте не обнаруживаются, больные с такой формой не заразны для окружающих. При случайном и кратковременном контакте с больным открытой формой заражение происходит реже, чем при длительном и тесном общении. Поэтому особенно важны санитарные условия, в которых живет больной, и умение соблюдать меры предосторожности во избежание заражения окружающих. При соблюдении всех гигиенических требований больной туберкулезом практически безопасен для окружающих. Заболевание туберкулезом развивается при снижении сопротивляемости организма вследствие перенесенных других болезней, недостаточного питания (особенно при недостатке животных белков, витаминов), неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий, а также при повторном заражении вследствие длительного контакта с больным, выделяющим микобактерии туберкулеза. В связи с тем что возбудители туберкулеза проникают в организм главным образом по дыхательным путям, они поражают в первую очередь легкие. В тканях, куда проникли микобактерии туберкулеза, возникают участки воспаления в виде мелких бугорков или более крупных очагов, которые под влиянием бактерийных токсинов могут подвергаться казеозному (творожистому) некрозу, а затем и расплавлению. Если сопротивляемость организма достаточно высока, эти очаги могут рассосаться; чаще вокруг них образуется плотная капсула, а сами очаги уплотняются за счет отложения в них солей кальция, т. е. происходит как бы обызвествление очага. При неблагоприятных условиях специфические изменения в тканях усиливаются, расплавляющийся очаг некроза создает на месте такого очага полость — каверну (главным образом в легких). В каверне, кроме микобактерий туберкулеза, размножаются другие микробы, попадающие в нее из бронхов; это отягощает течение болезни. В мокроте таких больных всегда обнаруживается много микобактерий; кроме того, при наличии каверны может возникнуть легочное кровохарканье и даже кровотечение. Однако при своевременном лечении каверны заживают (образуются рубцы). Туберкулезные микобактерии поражают не только легкие; они могут распространяться в организме по лимфатическим и кровеносным сосудам (из легких и лимфатических узлов), «оседать» в суставах, на костях, в оболочках мозга, почках; с мокротой микобактерии попадают на слизистую оболочку полости рта, гортани, которые также могут поражаться при проглатывании больным мокроты; может возникнуть туберкулез кишечника. Во всех этих органах также образуются специфические очаги воспаления.

 

Довольно часто после первичного заражения туберкулезные изменения происходят главным образом во внутригрудных лимфатических узлах (без выраженного поражения ткани легких); такая форма называется туберкулезным бронхоаденитом, обычно протекающим благоприятно, так как в лимфатических узлах образуются небольшие очаги поражения. Однако у детей раннего возраста может наблюдаться довольно тяжелая форма бронхоаденита с «лающим» кашлем, затрудненным дыханием. Если заболевшему ребенку своевременно обеспечить усиленное питание, правильный режим, длительное пребывание на свежем воздухе, обычно удается достигнуть полного выздоровления. Вторичный туберкулез — наиболее частая форма туберкулеза легких. Он возникает вследствие того, что в старых очагах в легких и лимфатических узлах сохраняется «дремлющая» инфекция; при неблагоприятных условиях возбудители туберкулеза активизируются, обусловливая обострение процесса (активная форма). Возможно и повторное заражение при длительном контакте с больным, выделяющим микобактерии туберкулеза. Как правило, вторичный туберкулез начинается в молодом или среднем возрасте и, если не проводится своевременное лечение, болезнь медленно, но неуклонно развивается.

 

Правила сбора мокроты.

 

Руководство по сбору мокроты в медицинском учреждении:

  • мокроту надо собирать в специально оборудованной комнате (которая используется только для этих целей) с хорошей вентиляцией;
  • сбор мокроты следует проводить при открытых окнах (в холодное время — при открытой форточке); если специальной комнаты нет, то собирать образцы надо вне помещения, на открытом воздухе.
  • на дверях комнаты для сбора мокроты должен висеть знак, запрещающий входить в комнату другим пациентам или родственникам и напоминающий медработникам о том, что входя в комнату, они должны для защиты органов дыхания надевать респиратор;
  • до отправки материала на микроскопию храните образцы мокроты в прохладном месте.

 

В идеале образцы должны храниться в холодильнике (отдельно от продуктов питания).

 

Мокроту можно хранить до 1 недели, но надо стараться отправить ее на исследование в лабораторию как можно скорее.

 

Руководство по сбору мокроты в домашних условиях:

  • объясните пациенту, что мокроту надо собирать вне дома, на открытом воздухе, или, если он остается дома, то откашливать мокроту в отсутствии других людей и перед открытым окном или форточкой;
  • объясните пациенту, что он должен как можно скорее принести собранный образец мокроты в медицинское учреждение.

 

 Контейнер для сбора мокроты: 

 

Для сбора мокроты необходим чистый контейнер из прочного материала, не пропускающий жидкости.

 

Рекомендуется, чтобы контейнер для сбора мокроты был:

 

с широким горлышком (примерно 35 мм в диаметре), прозрачным, прочным, плотно закрывающейся крышкой, из материала, на который легко наносится маркировка, стерильным, одноразового использования, из материала, который легко утилизировать (если позволяют ресурсы),

 

Безопасность медицинских работников:

 

Руководя действиями больного, который откашливает мокроту, соблюдайте правила инфекционного контроля.

  • Надевайте респиратор и резиновые перчатки;
  • Стойте позади больного или, если позволяют условия, выходите из комнаты, где больной откашливает мокроту, и наблюдайте за сбором мокроты через стеклянные двери или окно в двери.
  • Подробно опишите, для чего и каким образом нужно собирать мокроту, чтобы больной ясно представлял свои действия.

 

 Инструкции и руководство для пациентов:

 

Чтобы помочь больному собрать качественный образец мокроты, следует: объяснить и показать больному, как правильно собрать мокроту подбодрить и поддержать больного морально

 

Инструктаж по сбору качественного образца мокроты: 

 

Больному следует:

  • Перед сдачей мокроты прополоскать рот водой, чтобы удалить частицы пищи и загрязняющую микрофлору ротовой полости (исключение составляет утренний сбор мокроты дома, перед которым он должен почистить зубы).
  • Сделать два глубоких вдоха, задерживая дыхание на несколько секунд после каждого глубокого вдоха и медленно выдыхая.
  • Затем вдохнуть в третий раз и с силой выдохнуть (вытолкнуть) воздух.
  • Еще раз вдохнуть и хорошо откашляться.
  • Поднести контейнер как можно ближе ко рту и осторожно сплюнуть в него мокроту после откашливания.
  • Плотно закрыть контейнер крышкой.
  • Вымыть руки с мылом.

 

График сбора образцов мокроты

 

Методика 1

 

Сбор первого образца мокроты (1 день)

 

Работник первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) должен:

 

При первом обращении в медучреждение пациента с подозрительными  симптомами собрать у него под  непосредственным наблюдением первый образец мокроты.

 

Объяснить пациенту необходимость трехкратного сбора мокроты и правила ее сбора в домашних условиях.

 

Выдать пациенту контейнер для сбора мокроты и объяснить, что мокроту нужно собрать в это контейнер утром следующего дня и доставить образец в медучреждение.

 

Написать идентификационный номер образца на внешней стороне контейнера (но не на крышке).

 

Сбор второго образца мокроты (2 день)

 

Пациент должен:

 

Самостоятельно откашлять второй образец мокроты в выданный контейнер сразу после пробуждения (ранним утром, натощак, после чистки зубов).

 

Как можно скорее доставить собранный образец в медицинское учреждение.

 

Сбор третьего образца мокроты (2 день)

 

Работник ПМСП должен:

 

Под непосредственным наблюдением собрать третий образец мокроты пациента, когда тот придет в медучреждение и принесет второй образец мокроты, который он собрал утром в домашних условиях.

 

Методика 2

 

Сбор первого образца мокроты (1 день)

 

Работник ПМСП должен:

 

При первом обращении в медучреждение пациента с подозрительными на ТБ симптомами собрать у него под непосредственным наблюдением первый образец мокроты.

 

Объяснить пациенту необходимость трехкратного сбора мокроты.

 

Написать идентификационный номер образца на внешней стороне контейнера (но не на крышке).

 

Направить пациента на другие диагностические исследования (например, на рентгенографию) в соответствующие кабинеты этой поликлиники или больницы и попросить его вернуться после того как он пройдет эти исследования.

 

Сбор второго образца мокроты (1 день)

 

Работник ПМСП должен:

 

После того, как пациент вернулся в кабинет после проведения в этой поликлинике других исследований, собрать у него под непосредственным наблюдением второй образец мокроты.

 

Объяснить пациенту правила сбора мокроты в домашних условиях.

 

Выдать пациенту контейнер для сбора мокроты и объяснить, что мокроту нужно собрать в это контейнер утром следующего дня и доставить образец в медучреждение.

 

Написать идентификационный номер образца на внешней стороне контейнера (но не на крышке).

 

Шаги НКЛ:

  1. Подготовить медицинскую карту ТБ 01 лечения пациента
  2. Предложить пациенту воды для приема препаратов
  3. Приготовить все препараты, которые пациент должен принять сегодня
  4. Положить препараты в руку пациента
  5. Наблюдать, как пациент глотает  препараты друг за другом
  6. Спросить о самочувствии пациента и переносимости препаратов
  7. Сделать отметку в медицинской  карте лечения ТБ 01 (подпись      пациента, подпись медсестры, галочка о получении)