«Здоровье народа –

это неотъемлемая  составляющая успеха Казахстана в достижении своих стратегических целей»

 

В настоящее время развитие здравоохранения вступает в этап институционных преобразований, развития кадрового потенциала, предоставления качественных медицинских услуг.

Приоритетом становится профилактика  заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Интеграция системы здравоохранения требует нового подхода к организации  работы, качественных системных преобразований, в том  числе,  в сестринской службе.

Управление качеством  сестринской помощи  — актуальная проблема организаторов и руководителей сестринской практики, которая  сегодня определяет основные аспекты деятельности медицинских сестер:

  • Внедрение эффективных методов управления сестринским персоналом путем использования современного стиля руководства
  • Модернизации сестринских служб
  • Совершенствования уровня организации труда сестринского и младшего медицинского персонала
  • Улучшения укомплектованности и стабильности кадрового потенциала
  • Формирование коллективной корпоративной культуры
  • Повышение компетентности и престижности работы специалистов среднего звена

Основная  роль  в решении этих задач отводится руководителям сестринских служб. Для успешного осуществления деятельности сестринского  персонала организации здравоохранения главная медсестра должна выполнять четыре основные функции:

— Планирование

— Организация деятельности

— Контроль деятельности

— Работа с кадрами

Для совершенствования, координации и анализа деятельности среднего медицинского персонала организован  Совет сестер

Основной задачей Совета сестер  является проведение мероприятий по реализации Программы развития сестринского дела в РК

Основными задачами и функциями Совета сестер являются:

  • Воспитательная работа среди сестер и младшего персонала по добросовестному отношению к труду, уважению к жизни и личности пациента, соблюдению правил этики и деонтологии
  • Педагогическая работа по организации наставничества
  • Организация подготовки резерва кадров, развивая их мотивацию по освоению смежных специальностей
  • Проведению мероприятий по пропаганде и освоению новых норм и методов работы
  • Обеспечение эстетики труда и правильной организации рабочих мест
  • Контроль проведения медицинскими сестрами санитарного просвещения, в том числе о здоровом образе жизни, с переносом акцентов общества с приоритетов болезни на приоритет здоровья.
  • Обеспечение высокой культуры оказания медицинской услуги и обучение этому сестринского персонала.
  • Формирование и поддержание высокой корпоративной культуры, качества и ответственности средних и младших медицинских работников

Эталона управления ЛПУ быть не может, задача руководителя — творчески подойти к организации работы, используя современные знания для обеспечения качественной медицинской помощи населению.

 

ВОЗ отмечает, что  туберкулез,  по-прежнему,   входит  в число инфекционных болезней,  уносящих наибольшее число жизней. Туберкулез представляет собой одну из серьезнейших угроз здравоохранения в мировом масштабе, является глобальной проблемой чрезвычайного характера. Для ее решения необходимо объединить  усилия здравоохранения, государства, общества, направить  колоссальные средства на борьбу с туберкулезом.

 

В Республике Казахстан борьба с туберкулезом является одной из приоритетных задач.  С целью усиления эффективности Национальной Программы борьбы с туберкулезом разработан «Комплексный План борьбы с туберкулезом в РК на 2014 — 2020 годы»

 

Перед медицинскими работниками стоит важная задача – повысить  качество противотуберкулезной пропаганды и санитарного просвещения.

 

Еще на заре  становления советского здравоохранения Н.А.Семашко утверждал: «… без санитарной культуры не может быть культуры вообще, без санитарного просвещения не может быть прочного фундамента любого государства».

 

Решающая роль в проведении санитарно-просветительской работы, обучения пациентов принадлежит НАМ: медицинским сестрам противотуберкулезных учреждений.  Проводя  с пациентами  больше времени, чем кто бы то ни  был, пользуясь  у них авторитетом и доверием,  мы способны  донести до них всю важность неукоснительного соблюдения указаний врача. Таким образом,  мы обеспечиваем излечение пациентов, предотвращая появление новых случаев ТБ с множественной лекарственной устойчивостью, препятствуем  развитию коинфицирования  ВИЧ/ТБ. В  противотуберкулезных учреждениях существует специальная программа обучения пациентов «Школа пациента».

 

Идея  состоит  в том,  чтобы включить пациентов в обучение во время  интенсивной  фазы лечения, находящихся  в стационарных условиях 2 — 4 месяца. Санитарно-просветительская работа является важнейшим компонентом программ по контролю над заболеванием. Больной  и его родственники должны  быть информированы о заболевании, шансах быть излеченным и условиях излечения, опасности  заболевания для окружающих, опасности развития лекарственной устойчивости,  санитарно-гигиенических  правилах  поведения. Население  должно иметь  представление о значении  здорового образа жизни для предупреждения заболевания.

 

Медсестра  противотуберкулезных учреждений играет  жизненно важную роль в борьбе  против  этого заболевания. Чем больше  информации получает и понимает  пациент, тем больше вероятность, что он сможет  контролировать собственное лечение, вовремя получать и принимать приписанные ему препараты. Чем выше знания пациента, тем больше шансов для изменения его поведения, связанного с риском заражения,  на менее рискованное и тем выше его  ответственность не только  за свое здоровье, но и здоровье окружающих людей (родных,  друзей, персонала ЛУ, общества).

 

Чем выше знания наших пациентов, тем больше гарантии для правильного поведения и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

 

Во всем мире  инновационная  деятельность в сестринском деле  рассматривается, как основа ежедневной практики, направленная на повышение качества ухода за пациентами.  Сестринские инновации – основной источник развития  систем  здравоохранения, так как медицинские сестры работают во всех медицинских учреждениях, со всеми типами пациентов, семей, сообществ, взаимодействуя, как с работниками системы здравоохранения, так и со специалистами других отраслей.

 

Весьма ценную помощь медицинские сестры оказывают врачам  при делегировании полномочий врача на медсестру.

 

Качества обслуживания пациента  значительно  улучшается, у врача высвобождается  дополнительное свободное время на более внимательное обследование пациента, на диалог с пациентом, на разъяснительную работу с пациентом, его родственниками.

 

Медицинская сестра, владеющая знаниями в области эпидемиологии, профилактики,  лечения и обследования туберкулеза, организации своевременной диагностики,  умеющая грамотно оформлять  учетно-отчетную документацию, способна делегировать на себя некоторые полномочия врача.

 

В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи  медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы  в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения.

 

Повышение качества и эффективности  деятельности медицинских сестер возможно только на основе использования современной науки. Своих знаний, навыков, передового опыта.

 

Так, в Межрайонном противотуберкулезном диспансере,  медицинские сестры приемного покоя  унифицируют документацию:

  • Оформляют «Договор на предоставление медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи»  согласно  приказу МЗ РК № 786 от 4 ноября 2011 года
  • Информированное согласие больного  на лечение
  • Лист согласования на пребывание больного в противотуберкулезном стационаре

 

Медицинская карта стационарного больного (форма 003/у)  оформляется  по определенному порядку:

—   Титульный лист,

—  Лист оценки боли,

—  Лист оценки риска падения,

—  Лист обследования,

—  Лист первичного осмотра врача приемного покоя/дежурного врача,

—  Листы для  записи врача приемного покоя,

—  Листы для ведения дневника больного лечащим врачом,

—  Статистическая карта выбывшего стационара

 

Медицинские сестры стационарных отделений  взяли некоторые функции врачей  на себя:

—  Заполнение  ТБ 01  «Медицинская карта больного туберкулезом», в которой  необходимо заполнить информацию о больном, регистрационный номер, дату начала лечения, схему лечения,  дату окончания лечения, социально-профессиональный статус, локализацию и форму туберкулеза, заключение ЦВКК, информацию о лечении, результаты лабораторных исследований, лист проведения НКЛ больного, исходы лечения)

— Заполнение ТБ 01 – 4 категория «Медицинская карта  больного туберкулезом  4 категории»

-Заполнение  Бактериограммы  (скопия, посев, определение чувствительности к противотуберкулезным препаратам)

— Заполнение  формы ТБ 05/у  — Направление  на микроскопическое исследование мокроты на микобактерии туберкулеза

— Заполнение  формы ТБ 06/у – направление на посев культуры микобактерий туберкулеза

 

Медицинские сестры хирургического отделения и отделения реанимации   выполняют врачебные процедуры:

— постановка мочевых катетеров, желудочных зондов

— сложные перевязки, снятие швов

 

Лаборанты клинико-диагностических лабораторий  выполняют  функции врача лаборанта:

— коагулограмма

— биохимический анализ крови

 

Важнейший фактор обеспечения эффективной работы средних медицинских  работников — создание условий для постоянного повышения их квалификации, самоподготовки, прохождения аттестации и сертификации, а также включение лучших и перспективных работников в резерв кадров для замещения должностей руководителей и других наиболее важных для сестринского дела должностей в ЛПУ.