Справки из псих-, нарко- и тубдиспансеров теперь доступны через Egov
Министерство здравоохранения РК оцифровало 22 услуги через портал.
Эти справки планируют предоставлять на бесплатной основе. Раньше они являлись платными, и получить их можно было только в специальном учреждении. Теперь справки формируются до 15 минут и доступны в личном кабинете eGov.kz.
Новости
Галерея
Материалы
Уважаемые посетители!
Для бесплатной консультационной поддержки граждан по вопросам противодействия коррупции и прием телефонных сообщений о коррупционных правонарушениях. Дозвон абонентов в Call-центр осуществляется по номеру - «1424» (звонок бесплатный с городских телефонов и со всех операторов сотовой связи по всей республике).
Руководство КГП на ПХВ «Центр фтизиопульмонологии УОЗ г. Алматы» (ЦФ)
Служба поддержки пациента и внутреннего аудита (далее - СППВА)
Пациенты ЦФ г. Алматы могут обращаться по всем вопросам качества оказания медицинских услуг, поддержки и вежливого и внимательного отношения персонала к пациентам.
СППВА создана в 2015 году на основании приказа Министра здравоохранения и социального развития РК №173 от 27.03.2015 года «Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг».
На данный период действует новый приказ Министра здравоохранения РК от 03.12.2020 г. № ҚР ДСМ-230/2020.
Цели СППВА — оперативное решение жалоб пациентов по принципу «здесь и сейчас», а также систематический анализ и улучшение качества оказываемых медицинских услуг.
Руководитель СППВА заместитель директора по контролю качества медицинских услуг Кажикенова Казима Оразгалиевна (тел.87022304083).
Приказом директора ЦФ № 33-ө от 09.01. 2024 года утвержден следующий состав СППВА:
- Заведующий стационаром Карабаев Айдар Кажимуканович
- Главная медсестра- Иманбекова Жанар Бексыргаевна;
- Врач эксперт — Ли Инесса Вечяславовна;
- Врач методист – Ауезова Сауле Нажмеддиновна;
- Юрист – Кыстаубаева Уржамал Умертаевна;
- Социальный работник – Торыбаева Сауле Кенесовна;
- Психолог -Сауданова Гульнара Абдибаевна.
Вы можете обращаться по всем вопросам качества оказываемой медицинской помощи, поддержки и развития у персонала организации вежливого и внимательного отношения к посетителям и пациентам: Телефоны доверия: • 8 (727) 225-00-37 (внут.103)
- на блог-руководителя сайта;
- через ящики по приему жалоб и предложений в отделениях и в приемном покое;
- непосредственно к председателю СППВА т. 8(727)225-00-37 (внут103);
В МРПТД с дня открытия работает «Школа пациента».Особое значение в борьбе с туберкулезом приобретает обучение пациентов и санитарно-просветительная работа.
Санитарно-просветительная работа повышает эффективность мероприятий по борьбе с туберкулезом путем:
- Информирования пациентов противотуберкулезных учреждений о симптомах заболевания, преимуществах ранней диагностики и завершения лечения, что усиливает их сотрудничество с медицинским персоналом при выявлении случаев заболевания и проведения соответствующего лечения;
- Предоставления пациентам противотуберкулезных учреждений точной информации о природе туберкулеза и средствах борьбы св ним. Это снижает негативные последствия страха перед заболеванием и недостоверной информации, которые часто имеют место в обществе;
- Поощрения пациентов к соблюдению мер, способных снизить риск передачи инфекции (соблюдение гигиенических правил при кашле), предотвратить развитие заболевания и образование лекарственно-устойчивых штаммов МБТ (неконтролируемое, прерванное, неполное лечение);
- Проведение более открытых дискуссий о туберкулезе и факторах, усиливающих его распространение(ВИЧ-инфек
ция, алкоголизм, наркомания, недостаточность питания и т.д.); - Информирование пациентов с подтвержденным диагнозом туберкулеза о процедурах, которые проводятся во время лечения. Это приводит к пониманию пациентами причин проведения соответствующих процедур и усиливает их сотрудничество с медицинским персоналом противотуберкулезных учреждений.
Санитарно-просветительную работу необходимо рассматривать в качестве непрекращающегося и развивающегося мероприятия. Следует использовать любую возможность для пропаганды здорового образа жизни и снижения риска инфекционных заболеваний в целом, а также важности раннего выявления случаев туберкулеза и опасности неконтролируемого, прерванного или неполного лечения. Обучение пациентов способствует созданию доверительных отношений между больным и медицинскими работниками, которые очень важны для больных. Такие отношения помогут им понять причину заболевания и возможности излечения. Хорошее понимание пациентом проблемы, сделает его более дисциплинированным в следовании предписанного режима лечения. Дисциплинированный больной вероятнее всего пройдет полный курс лечения, и таким образом, успешно завершит лечение. Шансы на излечение больного повышаются, и благодаря этому распространение ТБ может быть остановлено.
Важно понять, насколько осведомленность больного о заболевании влияет на его дисциплинированность, и как следствие, на благоприятный исход лечения. Чем больше больные знают о своем лечении и туберкулезе, тем выше приверженность лечения.
Решающая роль в проведении санитарно-просветительной работы, обучение пациентов принадлежит медицинским сестрам противотуберкулезных учреждений. Медсестра противотуберкулезных учреждений играет жизненно важную роль в борьбе против этого заболевания
В связи с этим, одним из новых методов в работе с пациентами, внедрена программа обучения пациентов «Школа пациента». Обучение пациентов является важной частью программы контроля над туберкулезом. Данная программа рекомендована Всемирной организацией Здравоохранения.
Идея состоит в том, чтобы включить пациентов в обучение во время интенсивной фазы лечения, проходящей в стационарных условиях 2-4 месяца.
Программа «Школа пациента» состоит из пяти занятий. Обучение проводится один раз в 1-2 недели. Самый короткий период нахождения в диспансере составляет восемь недель, т.е. пациенты успевают пройти программу до перевода на поддерживающую фазу лечения, проводимую в амбулаторных условиях.
Цель обучения – повысить дисциплинированность пациентов и приверженность их к лечению, снизить уровень распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции.
Обучение пациентов может повлиять на соблюдение ими режима и, как следствие, способствовать успешности лечения и эффективной профилактике распространения ВИЧ-инфекции, гепатитов и ИППП и коинфекции ТБ/ВИЧ.
Чем больше пациенты будут знать о том, что такое туберкулез, как он распространяется и как от него излечиться, тем с большей приверженностью они будут следовать терапевтическому режиму.
Чем больше информации получает и понимает пациент, тем больше вероятность, что он сможет контролировать собственное лечение, вовремя получать и принимать прописанные ему препараты. Чем выше знания пациента, тем больше шансов для изменения его поведения, связанного рисками заражения, на менее рискованное и тем выше его ответственность не только за свое здоровье, но и за здоровье окружающих людей.
Лечебное питаниеМедицинская библиотека |
Лечебное питание при туберкулёзе
Заболевание вызывается микобактерией туберкулеза. Могут поражаться различные органы и системы (легкие, кишки, кости и суставы, почки, серозные оболочки, гортань и носоглотка, кожа, печень, сердечно-сосудистая система).Патогенетические механизмы определяют важную роль лечебного питания в комплексной терапии туберкулеза.
Диетотерапия направлена на повышение защитных сил организма, стимуляцию репаративных процессов, нормализацию обменных нарушений, восстановление нарушенных функций и снижение гиперергических реакций.
Лечебное питание должно строиться с учетом локализации, характера процесса, степени активности, реактивной способности организма, состояния органов пищеварения, упитанности и образа жизни больного, сопутствующих заболеваний и осложнений, функционального состояния пораженных органов.
При расчете энергетической ценности диеты наряду с учетом роста, массы тела, пола и образа жизни (режима) больного необходимо иметь в виду частое наличие при туберкулезе повышенного расхода энергии, связанного с инфекцией и лихорадочным состоянием. М. И. Певзнер рекомендует назначать на каждый килограмм массы тела:
а) при режиме полного покоя — 147 кДж (35 ккал);
б) при режиме относительного покоя (лежание — 5—6 ч в течение дня) с небольшими прогулками — 167 кДж (40 ккал);
в) при тренировочном режиме (лежание 3,5 ч в течение дня, подвижные игры и трудовые процессы)—188 кДж (45 ккал);
г) при трудовом режиме с двухчасовым отдыхом в течение дня и работой в течение 3—6 ч— 209 кДж (50 ккал).
При массе тела больного ниже нормы и прогрессирующем похудании показано назначение усиленного питания, которое предусматривает повышение энергетической ценности диеты на V3 по сравнению с должной. Не следует прибегать к усиленному питанию при выраженных нарушениях деятельности желудка, кишок, печени и сердечно-сосудистой системы. Ранее практиковавшееся более значительное повышение энергетической ценности рациона, так называемое избыточное питание, себя не оправдало. Оно ведет к перегрузке органов пищеварения, межуточного обмена, перенапряжению регуляторных механизмов, ослаблению защитных сил и повышению аллергизации организма. О благотворном влиянии усиленного питания свидетельствует не столько увеличение массы тела, сколько улучшение аппетита, настроения и появление бодрости. Вместе с тем, если масса тела больного при этом не увеличивается, необходимо пересмотреть качественный состав пищи.
В связи с усиленным белковым распадом показано включать в рацион повышенное количество белка (в период обострения до 2,5 г и вне обострения туберкулезного процесса до 1,5—2 г на 1 кг массы тела) \ что способствует повышению сопротивляемости организма к туберкулезной инфекции. Не менее половины положенного количества белков должно быть животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молоко, творог и др.).
Считают, что в процессе обмена в организме аминокислот — аргинина, триптофана, фенилаланина могут образовываться вещества, обладающие антибиотическим действием. Поэтому целесообразно включать в рацион пищевые продукты, особенно богатые этими аминокислотами (молоко, творог, брынзу, твердые сыры, курицу, индейку, говяжью и свиную печень, кальмары, кетовую икру, белые сушеные грибы, какао, сою, горох и др.).
Вне обострения туберкулезного процесса следует обеспечивать организм нормальным количеством углеводов (У г на 1 кг массы тела). При активизации процесса рекомендуется снижать их содержание в рационе (до 4—5 г на 1 кг массы тела), что оказывает противовоспалительное действие. Ограничение углеводов, особенно легкоусвояемых (сахар, мед, варенье и др.), показано при нарушениях нервной регуляции, которые проявляются лабильностью вегетативной нервной системы (стертые симптомы гипо- и гипергликемии), при гиперсенсибилизации организма.
Ранее практиковавшееся употребление большого количества жира не рекомендуется, так как он оказывает отрицательное влияние на организм. Избыток жира в рационе способствует ацидотическому сдвигу, затрудняет деятельность органов пищеварения, вызывает понос, жировую инфильтрацию печени, угнетает и без того часто пониженную секрецию желудка и аппетит. Быстрая насыщаемость ведет к недостаточному введению в организм белков, витаминов и минеральных веществ. В настоящее время обоснована целесообразность некоторого ограничения количества жиров в рационе в период активизации туберкулезного процесса (до 1 г на 1 кг массы тела) и нормального количества жиров (1,5 г на 1 кг массы тела) в фазе ремиссии.
Следует отдавать предпочтение сливочному маслу и растительным жирам. Последние являются основным источником незаменимых жирных кислот.
При туберкулезе наблюдается повышенная потребность в витаминах (ретинол, аскорбиновая кислота, эргокальци-ферол, тиамин, рибофлавин, пиридоксин, ниацин), особенно при наличии поражения органов пищеварения (энтероколит, гастрит, гепатит и т. д.), которые затрудняют усвоение витаминов. Недостаток некоторых витаминов (пиридоксин, аскорбиновая кислота и др.) может вызываться применением ряда антибактериальных средств (ПАСК-натрий, фтивазид, изониазид, ларусан и др.). В эксперименте на животных доказана повышенная восприимчивость к туберкулезу при отсутствии в пищевом рационе витаминов (И. Я. Гольд-берг). Обеспечение организма достаточным количеством витаминов оказывает благотворное влияние на течение туберкулеза.
Обеднение организма кальцием, его противовоспалительное и десенсибилизирующее влияние определяют необходимость обогащения рациона солями кальция за счет богатых ими продуктов (молоко, творог, капуста, лиственный салат, бобовые, изюм и т. д.). Лучшему усвоению кальция способствует введение его в оптимальных соотношениях с фосфором (1:1 или 2:1) и обеспечение организма достаточным количеством эргокальциферола. Фиксации кальция в тканях способствует ограничение количества соли. В период обострения туберкулезного процесса рекомендуется употреблять до 8 г и в неактивной фазе — до 12 г соли в сутки. Наличие жидкости в полостях (экссудатнвпый плеврит, эмпиема, транссудат) служит показанием к более резкому ограничению употребления соли (2—4 г в сутки), что способствует рассасыванию жидкости. Вместе с тем после больших кровопотерь, профузного поноса, частой рвоты необходимо вводить повышенное количество соли (20—25 г в сутки).
Следует обеспечивать потребность организма в других минеральных веществах (железо, магний и пр.).
Поскольку туберкулезная интоксикация способствует повышению гидрофильности тканей, необходимо избегать употребления избыточного количества жидкости.
Для повышения часто сниженного аппетита рекомендуется разнообразить меню, включать в него с учетом возможных противопоказаний стимуляторы секреции желудка (мясной бульон, рыбную уху, сельдь и др.), заботиться о высоких вкусовых качествах и красивом оформлении блюд, выработать индивидуальный режим питания с регулярным приемом пищи и употреблением основного ее количества во время снижения температуры тела. Важно создать благоприятную внешнюю обстановку во время еды (чистое и хорошо проветренное помещение, отсутствие излишнего шума, приятное соседство и т. д.), при переутомлении — кратковременный отдых перед обедом и после него, устранить возможное отрицательное влияние некоторых лекарственных средств, обеспечить организм достаточным количеством витаминов, проводить активное лечение туберкулезного процесса.
При туберкулезном поражении кишок необходимо иметь в виду возможные нарушения усвоения важнейших пищевых веществ (белков, витаминов, кальция, фосфора, железа и т. д.), что приводит к выраженному дефициту их в организме и требует включения в рацион в значительно повышенном количестве. Важную роль в эпителизации изъязвлений кишок играет ретинол. Профузный понос определяет необходимость введения повышенного количества соли (до 20 г). В связи с плохой переносимостью количество жиров в диете целесообразно снизить. При преобладании бродильных процессов следует ограничить содержание в диете углеводов (хлеб, каши, овощи и т. д.). Для предупреждения перегрузки кишок показано более частое дробное питание (5—6 раз в сутки).
Исключаются: цельное молоко, острые блюда, копчености, ржаной хлеб, газированные напитки, квас, холодные блюда, сырые овощи, жирное мясо, консервы, маринады, сало, сырые яйца.
Разрешается: употребление слизистых и протертых супов, некрепких бульонов, отварной рыбы, вымоченной нежирной сельди, суфле, паровых котлет, фрикаделей, тефтелей из нежирных сортов мяса, различных каш, пудинга, пшеничных сухарей, некислого творога, неострого сыра, белкового омлета, сливочного масла, протертых овощей (морковь, тыква, картофель, кабачки и пр.), варенья, киселей, желе, сырых овощных и фруктовых соков, отвара шиповника.
При туберкулезном поражении почек следует исключить из употребления раздражающие их продукты (перец, горчицу, хрен, редьку, алкоголь, копчености, консервы).
При экссудативном плеврите необходимо вносить коррективы, изложенные в соответствующем разделе (см. с. 286).
При туберкулезном поражении гортани и носоглотки особенно важно обеспечить организм повышенным количеством ретинола, так как он способствует восстановлению поврежденного эпителия слизистой. Рекомендуется медленный прием пищи в жидком, желеобразном, хорошо протертом и кашицеобразном виде. Запрещается раздражающая пища (острые, соленые, маринованные, квашейые продукты, горчица, перец, уксус, хрен, холодные и горячие блюда). Рекомендуется употребление слизистых супов, некрепких застывших бульонов, процеженного студня, жидких молочных каш, некрутого картофельного пюре, молока, некрепкого кофе, чая с молоком.
При туберкулезе костей и суставов следует особенно заботиться об обеспечении организма повышенным количеством кальция и фосфора. Для лучшего усвоения солей кальция показано достаточное содержание в рационе эргокаль-циферола, которое может, в частности, обеспечиваться за счет употребления рыбьего жира.
При туберкулезном поражении кожи (волчанка) рекомендуется умеренное ограничение углеводов, соли (до 3—5 г) и введение в повышенном количестве витаминов (ретинол, аскорбиновая кислота, эргокальциферол).
Поражение печени определяет целесообразность исключения яичных желтков, жирного мяса, рыбы и овощей, сдобного теста, копченостей, острых блюд, крепкого кофе, алкогольных напитков.
При кровохаркании важно обеспечить организм повышенным количеством витаминов (аскорбиновая кислота, филлохиноны), солями кальция и при больших кровопотерях — повышенным количеством соли (до 20—30 г в сутки). Рекомендуются в охлажденном виде кисели, фруктовые и ягодные желе, протертый творог с молоком, сливки, яйцо всмятку, жидкая манная молочная каша, прохладное питье (томатный сок, подкисленная лимонная вода и т. д.).
При осложнении туберкулеза легких легочно-сердечной недостаточностью показано ограничение жидкости, соли, обогащение рациона солями калия, проведение разгрузочных дней (более подробно см. «Хроническая недостаточность кровообращения», с. 254).
При осложнении туберкулеза в стадии альбуминурии без отеков суточный рацион должен содержать на 1 кг массы больного до 2 г белка, количество жиров и углеводов в соответствии с характером основного процесса. Наличие отеков требует резкого ограничения соли (2—4 г). При азотемии показано снижение количества белка в рационе (более подробно см. «Хроническая недостаточность почек», с. 270).
При назначении лечебного питания больным, страдающим туберкулезом, берется за основу диета № 11.
Примерное однодневное меню для больных туберкулезом легких со сниженной реактивностью и вялым течением болезни. 1-й завтрак: пудинг творожный (130 г), каша гречневая молочная (220 г), чай (200 мл). 2-й завтрак: творог кальцинированный (100 г), мусс из кураги (125 г). Обед: бульон с пельменями (500 г), бифштекс жареный с овощами (70 г), компот из яблок без сахара (180 г). Полдник: яйцо всмятку (1 шт.), отвар шиповника (200 мл). Ужин: отварная рыба, запеченная с картофелем (250 г), морковное пюре (200 г), чай с лимоном без сахара (180 мл). На ночь: кефир (200 г). На весь день: хлеб пшеничный (200 г), хлеб отрубный (150 г), сахар (30 г).
К числу распространенных методов диетотерапии при туберкулезе относится кумысолечение. Один литр кумыса из кобыльего молока обеспечивает организм 1633 кДж (390 ккал) и содержит белка 16 г, жиров 10 г, лактозы 50 г, аскорбиновой кислоты 90 мг и около 20 г спирта. Рекомендуется назначать кумыс по одному стакану 5—6 раз в день. Кумысолечение противопоказано при остропротекающих и хронических нагноениях в легких и плевре (абсцесс, бронхоэктазы, пиопневмоторакс), язвенной болезни и гастритах с повышенной желудочной секрецией, заболеваниях печени, преобладании бродильных процессов в кишках, болезнях обмена (сахарный диабет, подагра, ожирение), неврозах с выраженной лабильностью вегетативной нервной системы, гиперфункции щитовидной железы, недостаточности кровообращения II—III стадии, туберкулезе кишок и почек. |
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
Общие положения
1.1. Школа больных сахарным диабетом (далее — школа диабета) создается на базе организации здравоохранения республиканского, областного, городского или
районного уровня. Школа диабета может быть организована и как негосударственная структура.
1.2. Основной целью работы школы диабета является привитие пациентам и их родственникам навыков по управлению сахарным диабетом.
1.3. Обучение в «Школе диабета» осуществляет медицинский специалист, прошедший курс обучения по теме «Школа Диабета».
1.4. Основной функцией школы диабета является организация и проведение непрерывного обучения различных категорий больных сахарным диабетом по структурированным программам.
1.5 Старшие медсестры ведут учетно-отчетную документацию.
1.6. Организации здравоохранения, оказывающие эндокринологическую помощь населению, в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», отраслевыми нормативно-правовыми актами, Уставом организации, настоящим Положением и осуществляют свою деятельность на основании государственной лицензии на медицинскую деятельность..
1.7. В Школу направляются больные сахарным диабетом, прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).
Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацидоза, выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, слуха, нарушении памяти, лицам с психическими нарушениями.
1.8. Обучение проводится по структурированным программам отдельно для каждой категории больных:
* Больные сахарным диабетом 1 типа
* Больные сахарным диабетом 2 типа
* Больные сахарным диабетом 2 типа, получающие инсулин
* Дети и подростки, больные сахарным диабетом и их родственники
* Беременные, больные сахарным диабетом
Цель и задачи
2.1. Основной целью Школы является совершенствование формы организации обучения больных сахарным диабетом.
2.2. Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методом самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.
Функции Школы
В соответствии с основной задачей Школы
3.1. Организует обучение больных сахарным диабетом по разработанным структурированным программам.
3.2. Проводит первичные и повторные циклы обучения по проведению самоконтроля и профилактике осложнений сахарного диабета.
3.3. Контролирует уровень знаний больных сахарным диабетом.
3.4. Анализирует эффективность работы Школы.
3.5. Координируют свою деятельность с работой других подразделений и специалистами, участвующими в оказании специализированной помощи больным сахарным диабетом.
4.Заключение
Программа обучения пациентов должна быть составлена по принципу «разумной достаточности». Это означает, что все теоретические сведения, преподаваемые больным, должны иметь четкую направленность, т. е. доступно объяснять патогенез основных симптомов и состояний при сахарном диабете, обосновывать необходимость лечебных и профилактических мероприятий. Любые углубления в детали биохимии, патогенеза диабета, медицинской терминологии необходимо затрагивать лишь в той мере, в какой они непосредственно связаны с лечением и профилактикой. Информационная перегруженность программы снижает внимание больных и формирует негативное отношение к обучению. В связи с этим очень важно точное планирование программы, соблюдение и, при необходимости, ее корректировка.
Данные программы обучения преследуют общие цели, однако по понятным причинам отличаются друг от друга. Необходимо также отметить, что совместное обучение больных с разными типами диабета недопустимо.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по сахарному диабету
N
пп |
Тема занятий | Ответственный
за исполнение |
1
|
Цели и задачи школы медицинских знаний. Знакомство с планом занятий. Понятие о сахарном диабете. Распространение сахарного диабета. Первые признаки и клиническая характеристика сахарного диабета. | Заведующий отделением
Старшая медсестра |
Вводное анкетирование. Обучение методам самоконтроля при сахарном диабете. Показ видеофильма о здоровом образе жизни. | ||
2
|
Метаболические и поведенческие факторы риска сахарного диабета. Осложнения сахарного диабета и их клиническая характеристика. | Заведующий отделением
Старшая медсестра |
Знакомство с рекомендациями направленной профилактики сахарного диабета по предупреждению развития осложнений. | ||
3
|
Профилактика сахарного диабета – рациональное питание. Влияние питания на здоровье. Типы ожирения. Правила здорового питания. Этапы оздоровления, привычки питания. | Заведующий отделением
Старшая медсестра |
Расчет ИМТ (индекса массы тела). Питание при сахарном диабете. Примерный суточный набор продуктов. Примерное семидневное меню. | ||
4
|
Профилактика сахарного диабета – борьба с гиподинамией. Важность физически активного образа жизни. Определение понятия. Модель физической активности. Особенность физической активности в различных контингентах. Тренирующий эффект физической активности. | Заведующий отделением
Старшая медсестра |
Рекомендации по самоконтролю, режиму повышения физической активности, тренирующему режиму физических нагрузок. Индивидуальное консультирование по вопросам повышения физической активности. | ||
5
|
Профилактика сахарного диабета – не медикаментозные методы. Рациональная психотерапия. Создание у больного адекватного отношения к болезни и лечению. Развитие устойчивости к стрессовым ситуациям. Формирование мотивации к оздоровлению. Фитотерапия. | Заведующий отделением
Старшая медсестра |
Обучение основам аутотренинга. Рекомендации по нормализации режима дня, рациональному распределению свободного времени. Показ приемов самомассажа. | ||
6 | Профилактика осложнений сахарного диабета – отказ от вредных привычек. Распространенность курения и алкоголизма. Влияние вредных привычек на здоровье и прогноз жизни. Законодательство по ограничению курения. План действий по борьбе с потреблением алкоголя. | Врач
Медсестра |
7 | Способы преодоления курения. Демонстрация видеофильма «Черный ворон». Итоговое анкетирование. | Врач
Медсестра |
«Здоровье народа –
это неотъемлемая составляющая успеха Казахстана в достижении своих стратегических целей»
В настоящее время развитие здравоохранения вступает в этап институционных преобразований, развития кадрового потенциала, предоставления качественных медицинских услуг.
Приоритетом становится профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Интеграция системы здравоохранения требует нового подхода к организации работы, качественных системных преобразований, в том числе, в сестринской службе.
Управление качеством сестринской помощи — актуальная проблема организаторов и руководителей сестринской практики, которая сегодня определяет основные аспекты деятельности медицинских сестер:
- Внедрение эффективных методов управления сестринским персоналом путем использования современного стиля руководства
- Модернизации сестринских служб
- Совершенствования уровня организации труда сестринского и младшего медицинского персонала
- Улучшения укомплектованности и стабильности кадрового потенциала
- Формирование коллективной корпоративной культуры
- Повышение компетентности и престижности работы специалистов среднего звена
Основная роль в решении этих задач отводится руководителям сестринских служб. Для успешного осуществления деятельности сестринского персонала организации здравоохранения главная медсестра должна выполнять четыре основные функции:
— Планирование
— Организация деятельности
— Контроль деятельности
— Работа с кадрами
Для совершенствования, координации и анализа деятельности среднего медицинского персонала организован Совет сестер
Основной задачей Совета сестер является проведение мероприятий по реализации Программы развития сестринского дела в РК
Основными задачами и функциями Совета сестер являются:
- Воспитательная работа среди сестер и младшего персонала по добросовестному отношению к труду, уважению к жизни и личности пациента, соблюдению правил этики и деонтологии
- Педагогическая работа по организации наставничества
- Организация подготовки резерва кадров, развивая их мотивацию по освоению смежных специальностей
- Проведению мероприятий по пропаганде и освоению новых норм и методов работы
- Обеспечение эстетики труда и правильной организации рабочих мест
- Контроль проведения медицинскими сестрами санитарного просвещения, в том числе о здоровом образе жизни, с переносом акцентов общества с приоритетов болезни на приоритет здоровья.
- Обеспечение высокой культуры оказания медицинской услуги и обучение этому сестринского персонала.
- Формирование и поддержание высокой корпоративной культуры, качества и ответственности средних и младших медицинских работников
Эталона управления ЛПУ быть не может, задача руководителя — творчески подойти к организации работы, используя современные знания для обеспечения качественной медицинской помощи населению.
ВОЗ отмечает, что туберкулез, по-прежнему, входит в число инфекционных болезней, уносящих наибольшее число жизней. Туберкулез представляет собой одну из серьезнейших угроз здравоохранения в мировом масштабе, является глобальной проблемой чрезвычайного характера. Для ее решения необходимо объединить усилия здравоохранения, государства, общества, направить колоссальные средства на борьбу с туберкулезом.
В Республике Казахстан борьба с туберкулезом является одной из приоритетных задач. С целью усиления эффективности Национальной Программы борьбы с туберкулезом разработан «Комплексный План борьбы с туберкулезом в РК на 2014 — 2020 годы»
Перед медицинскими работниками стоит важная задача – повысить качество противотуберкулезной пропаганды и санитарного просвещения.
Еще на заре становления советского здравоохранения Н.А.Семашко утверждал: «… без санитарной культуры не может быть культуры вообще, без санитарного просвещения не может быть прочного фундамента любого государства».
Решающая роль в проведении санитарно-просветительской работы, обучения пациентов принадлежит НАМ: медицинским сестрам противотуберкулезных учреждений. Проводя с пациентами больше времени, чем кто бы то ни был, пользуясь у них авторитетом и доверием, мы способны донести до них всю важность неукоснительного соблюдения указаний врача. Таким образом, мы обеспечиваем излечение пациентов, предотвращая появление новых случаев ТБ с множественной лекарственной устойчивостью, препятствуем развитию коинфицирования ВИЧ/ТБ. В противотуберкулезных учреждениях существует специальная программа обучения пациентов «Школа пациента».
Идея состоит в том, чтобы включить пациентов в обучение во время интенсивной фазы лечения, находящихся в стационарных условиях 2 — 4 месяца. Санитарно-просветительская работа является важнейшим компонентом программ по контролю над заболеванием. Больной и его родственники должны быть информированы о заболевании, шансах быть излеченным и условиях излечения, опасности заболевания для окружающих, опасности развития лекарственной устойчивости, санитарно-гигиенических правилах поведения. Население должно иметь представление о значении здорового образа жизни для предупреждения заболевания.
Медсестра противотуберкулезных учреждений играет жизненно важную роль в борьбе против этого заболевания. Чем больше информации получает и понимает пациент, тем больше вероятность, что он сможет контролировать собственное лечение, вовремя получать и принимать приписанные ему препараты. Чем выше знания пациента, тем больше шансов для изменения его поведения, связанного с риском заражения, на менее рискованное и тем выше его ответственность не только за свое здоровье, но и здоровье окружающих людей (родных, друзей, персонала ЛУ, общества).
Чем выше знания наших пациентов, тем больше гарантии для правильного поведения и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Во всем мире инновационная деятельность в сестринском деле рассматривается, как основа ежедневной практики, направленная на повышение качества ухода за пациентами. Сестринские инновации – основной источник развития систем здравоохранения, так как медицинские сестры работают во всех медицинских учреждениях, со всеми типами пациентов, семей, сообществ, взаимодействуя, как с работниками системы здравоохранения, так и со специалистами других отраслей.
Весьма ценную помощь медицинские сестры оказывают врачам при делегировании полномочий врача на медсестру.
Качества обслуживания пациента значительно улучшается, у врача высвобождается дополнительное свободное время на более внимательное обследование пациента, на диалог с пациентом, на разъяснительную работу с пациентом, его родственниками.
Медицинская сестра, владеющая знаниями в области эпидемиологии, профилактики, лечения и обследования туберкулеза, организации своевременной диагностики, умеющая грамотно оформлять учетно-отчетную документацию, способна делегировать на себя некоторые полномочия врача.
В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения.
Повышение качества и эффективности деятельности медицинских сестер возможно только на основе использования современной науки. Своих знаний, навыков, передового опыта.
Так, в Межрайонном противотуберкулезном диспансере, медицинские сестры приемного покоя унифицируют документацию:
- Оформляют «Договор на предоставление медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» согласно приказу МЗ РК № 786 от 4 ноября 2011 года
- Информированное согласие больного на лечение
- Лист согласования на пребывание больного в противотуберкулезном стационаре
Медицинская карта стационарного больного (форма 003/у) оформляется по определенному порядку:
— Титульный лист,
— Лист оценки боли,
— Лист оценки риска падения,
— Лист обследования,
— Лист первичного осмотра врача приемного покоя/дежурного врача,
— Листы для записи врача приемного покоя,
— Листы для ведения дневника больного лечащим врачом,
— Статистическая карта выбывшего стационара
Медицинские сестры стационарных отделений взяли некоторые функции врачей на себя:
— Заполнение ТБ 01 «Медицинская карта больного туберкулезом», в которой необходимо заполнить информацию о больном, регистрационный номер, дату начала лечения, схему лечения, дату окончания лечения, социально-профессиональный статус, локализацию и форму туберкулеза, заключение ЦВКК, информацию о лечении, результаты лабораторных исследований, лист проведения НКЛ больного, исходы лечения)
— Заполнение ТБ 01 – 4 категория «Медицинская карта больного туберкулезом 4 категории»
-Заполнение Бактериограммы (скопия, посев, определение чувствительности к противотуберкулезным препаратам)
— Заполнение формы ТБ 05/у — Направление на микроскопическое исследование мокроты на микобактерии туберкулеза
— Заполнение формы ТБ 06/у – направление на посев культуры микобактерий туберкулеза
Медицинские сестры хирургического отделения и отделения реанимации выполняют врачебные процедуры:
— постановка мочевых катетеров, желудочных зондов
— сложные перевязки, снятие швов
Лаборанты клинико-диагностических лабораторий выполняют функции врача лаборанта:
— коагулограмма
— биохимический анализ крови
Важнейший фактор обеспечения эффективной работы средних медицинских работников — создание условий для постоянного повышения их квалификации, самоподготовки, прохождения аттестации и сертификации, а также включение лучших и перспективных работников в резерв кадров для замещения должностей руководителей и других наиболее важных для сестринского дела должностей в ЛПУ.
4. Структура и организация деятельности Сестринского Совета
4.1. Совет создаётся и его состав утверждается приказом руководителя медицинской организации.
4.2. Руководит и координирует работу председатель.
4.3. Председателем Совета является главная медсестра МРПТД
4.4. Совет определяет основные направления своей деятельности, разрабатывает план работы на один год, перспективные планы.
4.5. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и оформляются протоколом.
4.6. Техническую работу по оформлению протоколов ведет секретарь Совета.
4.7. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании, путем открытого голосования.
4.8. Решения Совета, относящиеся к его компетенции, после согласования с руководством, являются обязательными по исполнению для всех работников медицинской организации.